Зеленский пообещал послам G7, что Сытник останется директором НАБУ. «Мы гарантируем, что после 16 декабря директор НАБУ будет оставаться в должности», - заявил президент. Всем эта конструкция хороша, и всё в ней есть: и Зеленский, и Сытник, и G7. Одного не хватает – государства Украины со своими судебной и правоохранительной системами и законодательством. До сих пор стыдливо подразумевалось, что у нас нет законов, а есть группы влияния и ручное управление. А Зеленский решил это понимание зафиксировать публично. Я вам гарантирую сохранение Сытника, несмотря на решения КСУ и ОАСК, только дайте денег! Дай миллиард!
А если у Зеленского будет плохое настроение, то тогда можно уволить Сытника, как он хотел раньше? Вернее, пообещать. Или любого другого? Это банановая республика в исполнении «Квартала». Потому что никаких прав, полномочий, чтобы гарантировать сохранение или, наоборот, увольнение главы НАБУ у Зеленского нет. Он просто вытирает ноги о свое государство и даже этого не понимает.
Да, есть коррупционные КСУ и ОАСК, которые принимают коррупционные решения по отмене декларирования в интересах противников Запада (многие из которых почему-то находятся не только в ОПЗЖ и лагере Коломойского, но и в Офисе президента). Однако эти суды действуют, судьи не арестованы, ОАСК не распущен, хотя у Зеленского была такая возможность. А тот же Вовк пригрет Офисом.
И есть решения судов по НАБУ и Сытнику, которые ими игнорируются. ОАСК дал месяц на увольнение Сытника, но в Минюсте не могут выполнить решение суда. Подразумевается, что решения незаконные. Но тогда почему выполняются другие решения этих же судов?
Причем выполняются НАБУ и ВАКС. Когда после вердикта КСУ 65 дел о недостоверном декларировании детективами и прокурорами закрываются, а ВАКС отменяет свои приговоры коррупционерам. То есть, здесь мы вынужденно подчиняемся скандальному и незаконному решению, а вот здесь, где речь о нас, нет. Удобно.
Собственно, принцип удобства и поиска комфортного баланса всегда был ключевым в действиях директора НАБУ. Потому он и сохранился до сих пор в системе, не имея никаких достижений, без репутации и доверия. Лавирование между берегами, торги и сливы. Вот и сейчас: в повестке дня всплывает дело Халимона. Дивная история, депутат СН, представитель Зе вымогал у бизнесмена долю за контроль над государственной землей – 40 млн грн. Переговоры шли прямо в Офисе президента в кабинете большого друга Кирилла Тимошенко Бориса Баума. Однако передача денег срывается после обращения НАБУ за санкцией на арест Халимона в Офис генпрокурора. То есть, прокуратура становится соучастником преступления, тайно передает следственную информацию подозреваемому, и он уходит от ответственности.
Что делает НАБУ? Возбуждает дело по факту слива дела прокуратурой? Нет. Проводит пресс-конференцию или публикует записи у себя на сайте? Тоже нет. НАБУ передает информацию по делу программе «Схемы». Но не сразу. Задержание Халимона срывается в конце июля, а первый сюжет «Схем» выходит аж в конце сентября. Но тогда тема почему-то заходит слабо, и о ней забывают. И вспоминают вновь уже сейчас. «Схемы» и Бутусов синхронно проводят ревизию этой истории, еще раз ее озвучивая. Зачем? Судя по всему, фактор Байдена. НАБУ подсвечивает Венедиктову, прямо обвиняя ее устами «Схем», что это она слила операцию по задержанию Халимона.
Очень вероятно, что так и есть. Но, во-первых, была бы поднята эта тема во второй раз, не победи Байден, которому Венедиктову (открывавшую расследования по пленкам Деркача и произносившую смутные речи о «политической коррупции» Байдена) готовятся принести в качестве сакральной жертвы? Неа, Халимон был бы благополучно забыт. А во-вторых, почему о срыве Венедиктовой операции НАБУ говорят «Схемы», а не НАБУ? А потому что это прямо подразумевает прямую конфронтацию с Офисом и Зеленским, чего Сытник опасается, потому что хочет опять вылавировать и сохраниться. А зайти через журналистов – нормально.
Игроки сидят за столом, на лицах улыбки, но под столом лупят друг друга ботинками по коленям. К правоохранительной деятельности это никакого отношения не имеет. Это политическая игра. Дело "Роттердам+" - еще один пример. С одной стороны надо лизнуть ручку Пинчуку, к которому у НАБУ особый пиетет, а с другой стороны Коломойский. Казалось бы, институциональный враг НАБУ. А вот и нет. Тут как с решением КСУ. Здесь враг, а здесь обсуждается, а вот тут мы союзники, ну а вот этот фрагментик так вообще – дорогой Игорь Валерьевич, мы ваши давние фанаты. За продление дела "Р+" борются вместе Коломойский, Сытник и Шабунин. НАБУ рапортует о невиданных успехах за октябрь: 18 подозрений и 6 обвинительных актов. Но есть ли среди них что-то о Коломойском, как впрочем и за сентябрь и август с июлем?
Еще в далеком мае Сытника спрашивали о Приватбанке и напоминали ему, что он в марте говорил о «финишной прямой», а Сытник отвечал, что, мол, мы движемся к этому! Есть такие финишные прямые, по которым можно двигаться всю жизнь, ну или всю каденцию на должности. Тут у нас классический случай Ахиллеса из НАБУ, который никогда не догонит черепаху из Привата. Ну мы же знаем почему – Шабунин сказал, что СБУ блокирует экспертизу. Кстати, еще один пример, когда важный, но страшный тезис озвучивает не Сытник, а его антикоррупционные друзья.
Неудивительно, что на фоне всего происходящего, процессы разложения, которые начались еще тогда, когда бандиты Бахматюка возили отдыхать и прослушивать Сытника в Полесское-Сарны, сегодня ускорились. Напомним, в начале ноября экс-глава подразделения детективов НАБУ (в 2016–2020 годах) Александр Кареев публично обвинил Сытника и других руководителей НАБУ в том, что они передавали фигурантам расследований информацию о будущих следственных действиях и срывали таким образом спецоперации. Это, к слову, о срыве спецопераций. По словам Кареева, так было в делах по Насирову, агрохолдингу "Агрейн", где Сытник действовал в интересах подозреваемых.
Не менее интересное продолжение этой истории обнародовал журналист Речинский. Разоблачителя Сытника Кареева уволили из НАБУ. А с главным кадровиком, которая оформляла фейковое увольнение Кареева (фейковое – потому что суд уже признал увольнение Кареева незаконным), Сытник рассчитался назначением ее мужа на хлебную должность в НАБУ. «В октябре НАБУ провело конкурс на должность старшего оперативного сотрудника оперативно-технического управления НАБУ. Выиграл конкурс Михаил Саморай – кладовщик и по совместительству муж начальницы отдела кадров НАБУ Елены Саморай. Еще в прошлом году Михаил Саморай искал работу кладовщика на 12 тыс. гр. А теперь (с зарплатой в минимум 50 тыс.) будет руководить другими оперативниками НАБУ», – пишет Речинский.
Ну и украинская классика – кумовство. Вместе с Сытником работают два его кума – руководитель главного подразделения детективов НАБУ Андрей Калужинский и начальник отдела Специализированной антикоррупционной прокуратуры Александр Омельченко.
Количество зашкваров, висящих на Сытнике, делают вопрос, зачем Запад так за него цепляется, риторическим. Есть ли жизнь на Марсе и есть ли правоохранительная деятельность в НАБУ? Ну, разве что на бактериальном уровне, хотя доказать сложно. Сытник хорошо стучит и создает иллюзию контроля и влияния, и Западу кажется, что если этот исчезнет, то будет совсем нехорошо. Но в том и дело, что Сытник продает Западу симулякр. Вместо Акелло, санитара леса украинской власти, американцы получили Табаки, который не только шакалит по посольствам, но и подъедает на рынке все, что плохо лежит. А если кусок жирный, то может и белоголового орлана от него отжать. Новой американской администрации, если она действительно рассчитывает на влияние, стоит подумать не о сохранении Сытника, а о полной перезагрузке НАБУ вместе с директором.