Первого зампреда Меджлиса крымскотатарского народа Наримана Джеляла, обвиняемого в диверсии на газопроводе, направили на психиатрическую экспертизу в Крымскую республиканскую психбольницу № 1, сообщает его адвокат Николай Полозов.
По словам Полозова, Джеляла держат в 15-м отделении психбольницы - там проходят стационарную экспертизу арестанты. Обследование займет от 21 до 28 дней.
Политзека вывезли из СИЗО еще 7 октября. Когда стало известно о его местонаходении, его посетила адвокат Эмине Авамилева.
Джелял отказался добровольно проходить экспертизу. Как замечает Полозов, в его случае оснований назначать исследование не было - согласно пункту 3 статьи 196 российского УПК, оно проводится, когда "возникает сомнение в его (обвиняемого. - Ред.) вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве". Верховный суд, в частности, предписывает проводить экспертизу, когда обвиняемому ранее оказывалась психиатрическая помощь, он находился на обучении в учреждении для людей с отставанием в развитии, получал черепно-мозговые травмы, есть странности в его поступках и высказываниях.
"В таком случае никаких иных причин принятия следователем решения о направлении Наримана Джелялова на психиатрическую экспертизу, кроме как применение карательной практики, предположить невозможно, - подчеркивает адвокат. - Это все является элементами комплексной карательной системы, направленной в том числе на подавление воли следственно-арестованного и создание неприемлемых условий содержания".
Как заявил Полозов 10 октября в эфире телеканала "Дом", по его мнению, одна из целей помещения Джеляла в стационар - изолировать его на время проведения суда по мере пресечения. Джелял собирался выступить на этом суде, а с психиатрической экспертизы на судебные заседания не вывозят.
Джелялу и еще одному крымскому татарину, Асану Ахтемову, после ужесточения обвинений инкриминированы пункт "а" части 2 статьи 281 (совершение диверсии организованной группой; от 12 до 20 лет) и 4 статьи 222.1 российского УК (незаконный оборот взрывчатки, совершенный организованной группой; от 10 до 15 лет). Об ужесточении обвинений третьему фигуранту дела, двоюродному брату Асана Азизу Ахтемову информации не поступало - ранее ему вменялась часть 1 281-й статьи (просто диверсия) и грозило от 10 до 15 лет.
Максимальное наказание, предусмотренное российским УК при назначении лишения свободы по совокупности преступлений, - 25 лет.
По версии следствия, братья Ахтемовы 23 августа в селе Перевальном Симферопольского района Крыма якобы установили на трубу газопровода взрывное устройство и произвели взрыв, "в результате чего нанесли данному объекту инфраструктуры повреждения, исключающие его дальнейшую эксплуатацию", и жители Перевального остались без газа. Джелял, по утверждению ФСБ, "в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ" по указанию неких неустановленных лиц "приискал" в качестве исполнителя Асана Ахтемова, а тот привлек к совершению преступления своего двоюродного брата Азиза.
В ФСБ утверждают, что диверсию организовала оперативная служба "Таврия" Главного управления разведки Минобороны Украины, которая будто бы базируется в Херсоне. Заявлялось, что братьям за подрыв газопровода было обещано 2 тысячи долларов и они по указанию "одного из руководителей" Меджлиса ездили в Херсон обучаться у сотрудников ГУР взрывному делу. Организаторами диверсии объявлены Риза Ягьяев-Велиулаев - "агент ГУР, сбежавший из Крыма после сорванной террористической акции в августе 2016 года", а также Максим Мартынюк и Виктор Зелинский, которых ФСБ считает украинскими военными разведчиками (Зелинского - начальником Мартынюка, возглавляющим "Таврию").
МВД России по Крыму 23 августа сообщало, что полицейские, получив информацию о повреждении газопровода в Перевальном, осмотрели его и обнаружили "механическое повреждение газовой трубы", которое "возможно, произошло вследствие противоправных действий неустановленных лиц". По информации РИА "Новости", этот газопровод питал войсковую часть в Перевальном, но не военный городок возле нее. О взрыве тогда не сообщалось. Полиция изначально возбудила дело по части 2 статьи 167 УК (уничтожение или повреждение чужого имущества).
Пятеро крымских татар были задержаны 3-4 сентября после того, как у них прошли обыски: владелец мебельного магазина Эльдар Одаманов - в Симферополе, мастер по ремонту автомобилей Азиз Ахтемов и Джелял - в селе Первомайское Симферопольского района, знакомый Одаманова, водитель главреда крымскотатарской газеты "Авдет" Асан Ахтемов - в селе Левадки Симферопольского района, грузчик Шевкет Усеинов - в Евпатории. Джеляла после обыска удерживали в неизвестном помещении с мешком на голове, и он под угрозой пыток и насилия дал признательные показания, но позже отказался от признания вины.
Ахтемова после задержания пытали током и били - его заставили зачитать показания на видеокамеру и позже повторить их в управлении ФСБ. После пыток политзека отвезли куда-то на машине и предложили убежать, перед этим угрожая застрелить его при попытке к бегству или же просто вывезти в лес и убить.
6 сентября судья Киевского райсуда Симферополя Виктор Крапко отправил Ахтемовых и Джеляла в СИЗО. Асан Ахтемтов в заключении страдает от болей в области грудной клетки и приступов удушья, у него есть заболевания сосудов и желудка.
Крымские татары 4 сентября пришли поддержать задержанных к зданию управления ФСБ в Симферополе. Силовики задержали 40 человек. На них составили 58 административных протоколов - по статьям 19.3 (неповиновение полиции) и 20.6.1 КоАП России (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). На Усеинова и Одаманова также сфабриковали протоколы по статье 19.3.
6 сентября тот же Киевский райсуд Симферополя рассмотрел ряд дел по статье 19.3. Усеинов и Одаманов получили соответственно 14 и 15 суток ареста. 10 суток дали отцу Азиза Ахтемова Эскендеру, 15 суток - еще одному его сыну Арсену.
Джелял участвовал в первом саммите "Крымской платформы", который проходил 23 августа в Киеве. В 2017 году его опрашивали в ЦПЭ после доноса, поданного неизвестным в связи с интервью, которое он дал годом ранее телеканалу "112 - Україна" как первый зампред Меджлиса. В 2018-м его задерживали на российском пропускном пункте на административной границе Крыма и континентальной Украины после возвращения из Киева с конференции Курултая крымскотатарского народа.