Советского актера Сергея Столярова называли настоящим былинным богатырем, а за границей в 1950-х гг. признали одним из лучших актеров современности. Он стал прообразом мужской фигуры эмблемы киностудии «Мосфильм» – знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница». Его прославили роли в киносказках «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Илья Муромец», «Садко». Но известен он еще и тем, что стал основателем актерской династии, ведь его сын и внук пошли по его стопам и оставили заметный след в искусстве.
Сергей Столяров родился в простой семье – его отец был лесником. Через 3 года после рождения сына он погиб на войне в 1914 г., а через несколько лет мать решила троих сыновей отправить в Ташкент, чтобы спасти их от голода. По дороге Сергей заболел тифом и остался в больнице в Курске, откуда его потом распределили в детдом. Именно там мальчик и узнал, что такое театр – воспитатель организовал для детдомовских ребят драмкружок. Тогда у Сергея и появилась мечта стать актером. Правда, сразу реализовать ее не удалось. Окончив профтехучилище, Столяров работал машинистом, но в свободное время посещал занятия в театральной студии для рабочих при МХАТе. На его способности обратили внимание педагоги и посоветовали поступить в Школу-студию МХАТ.
В 1932-1934 гг. Сергей Столяров выступал на сцене МХАТа, затем перешел в Театр Советской армии, в 1940-1942 гг. был артистом Театра им. Моссовета, а в 1944 г. перешел в Театр-студию киноактера. В середине 1930-х гг. он дебютировал в кино, а всесоюзная популярность пришла к нему после главной роли в фильме «Цирк», где его партнершей по съемочной площадке стала Любовь Орлова.
Сергея Столярова называли лицом советской эпохи – фигуру Рабочего для своей знаменитой скульптуры Вера Мухина лепила именно с него. Богатырское телосложение, открытое и мужественное лицо, обаятельная улыбка превратили его в главного героя советских киносказок. Он действительно выглядел, как былинный богатырь, и режиссерам даже в голову не приходило предлагать ему роли отрицательных персонажей.
Но Столяров не только выглядел, как настоящий герой из сказок, он и вел себя соответствующе. Когда началась война, актер записался на фронт добровольцем, но его вскоре отозвали, как и многих его коллег, из-за «производственной необходимости». Его отправили в эвакуацию в Алма-Ату, где на сцене местного театра Столяров поставил спектакль по пьесе К. Симонова «Русские люди», а вырученные средства отправил в фонд обороны на танк, который так и назвали – «Русские люди». При этом его семья всегда жила очень скромно – у актера, при всей его популярности, не было ни машины, ни дачи.
Имя Сергея Столярова было широко известно не только в СССР, но и за рубежом. После того, как фильм «Садко» показали на Международном кинофестивале в Венеции, где он получил «Серебряного льва», во французском журнале «Синема» опубликовали список звезд мирового кино, в число которых попал только один советский актер – Сергей Столяров. При этом самого актера это смутило, а не обрадовало – он считал это решение несправедливым по отношению к другим советским артистам, которых не знали за границей.
К сожалению, ему было отведено всего 58 лет жизни, в 1969 г. он скончался от рака. Но его дело продолжил сын, Кирилл Столяров. Его отец был однолюбом, он всю жизнь прожил в браке с одной женщиной – актрисой Ольгой Константиновой. В 1937 г. у них родился сын Кирилл. Еще в школьном возрасте он дебютировал в кино, сыграв небольшую роль в военной драме «Голубые дороги». В 1959 г. он окончил ВГИК и стал артистом Театра-студии киноактера.
Еще во время учебы Кирилл Столяров продолжил сниматься в кино, а главная роль в фильме «Повесть о первой любви» принесла ему популярность. Зрителям он также запомнился по фильмам «Сверстницы», «Им было девятнадцать…», «Жизнь сначала», «Последние залпы» и др. А в легендарной военной драме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие…» он сыграл собственного отца – мечту девичьих грез Гали Четвертак.
Кирилл Столяров был очень похож на своего отца, и это сходство было не столько внешним, сколько внутренним, сущностным. О нем тоже говорили как об очень честном, отзывчивом и порядочном человеке. Он стоял у истоков программы «Актеры и судьбы», провел несколько ее выпусков, а также основал фонд имени своего отца, который оказывал помощь пожилым актерам, попавшим в трудные жизненные ситуации. Фонд также занимался возрождением памятников русской книжности, восстановлением раритетных изданий из библиотеки царской семьи, созданием циклов телевизионных познавательных программ и радиопередач.
Кирилл Столяров был известен не только как актер – в конце 1980-х гг. он стал главным режиссером Театра-студии киноактера, в 1990-х гг. пришел на телевидение, был советником руководителя Федеральной службы телевидения и радио России.
Как и его отец, Кирилл Столяров был однолюбом. Еще в юности он женился на Нине Головиной и прожил с ней всю жизнь. В этом браке родились дочь Елена и сын Сергей. Последние 8 лет Кирилл Столяров жил со страшным диагнозом – лимфосаркома, и практически не выходил из дома. Его сын говорил: «Были боли очень сильные. Это не тот случай, когда говорят: «Тихо скончался». Он мучился. Я не понимаю, почему? За что ему это?». В 2012 г. Кирилл Столяров ушел из жизни в возрасте 75 лет.
Сергей Столяров-младший продолжил актерскую династию. После окончания Щепкинского училища он стал актером Театра Советской армии, на сцене которого выступал на протяжении 10 лет. Его кинокарьера была непродолжительной – в 1980-х гг. он сыграл всего 8 киноролей, среди которых самой яркой была роль Артема Шефера в фильме «Завтра была война». Во второй половине 1980-х гг. Столяров-младший начал работать на телевидении, где был автором, сорежиссером и ведущим программы «Детский час», режиссером программы «Взгляд», режиссером-постановщиком программы «Телескоп». В конце 1990-х гг. Сергей Столяров стал главным продюсером детского и юношеского вещания канала «ТВ центр», а в 2000 г. – генеральным продюсером образовательного телеканала «Школьник ТВ». Ему было присвоено звание Почетного работника культуры г. Москвы.
Своего легендарного деда он помнит по нескольким ярким воспоминаниям детства – вместе они часто ходили на рыбалку. Его не стало, когда внуку было 7 лет. Сергей рассказывал: «Дед долго и очень тяжело болел, но слабым и изможденным я его не видел. Очень высокий, под два метра, мне, маленькому, он казался великаном. Вот выходит из своей комнаты – в белоснежной рубашке, с мокрыми после душа волосами – и с улыбкой говорит: «Всем – доброе утро!» Потом за общим обедом обводит нас растроганным взглядом: «Ребята, вы даже не представляете, какие мы счастливые!» Для деда, выросшего в детдоме, семья была одной из самых больших ценностей в жизни». Своими корнями Сергей гордился с детства и достойно продолжил артистическую династию, прославив фамилию Столяровых и в новом столетии.