НАБУ по решению Соломенского суда открыло дело против экс-генпрокурора Луценко по факту возможных злоупотреблений. Заявитель, обратившийся в Соломенский суд, не называется, но, вероятно, речь идет о начальнике управления специальных расследований Генпрокуратуры Сергее Горбатюке. Давнем оппоненте ловкого генпрокурора без юридического образования, но с очень тонким чутьем. Напомним, именно Горбатюк вместе с Сытником взяли с поличным Санчо Пансу Юрия Витальевича – Юрия Грымчака при получении 480 тыс. долларов взятки. Теперь оперативно-технические возможности НАБУ будут развернуты против самого Луценко. Очень похоже, что включение в игру НАБУ – демократический привет Юрию Витальевичу из США.
Суровые годы приходят к бывшему Генпрокурору. И связана их суровость будет совсем не с местью новой власти Генпрокурора режима Порошенко. Потому что мстить не за что. Наоборот, стоило бы наградить. Юрий Витальевич благополучно сдал и сам режим, и Порошенко, благословляя объявление подозрений окружению экс-президента по фейковым обвинениям. В то же время по делам Приватбанка подозрений окружение Коломойского, не говоря про него самого, не получило, а сами расследования откровенно разваливались ГПУ под руководством Луценко и его заместителя Кизя.
Если посмотреть телеграм-канал злого следователя Коломойского – Портнова, то само упоминание фамилии Луценко там появляется только в марте нынешнего года. Что не может не удивлять на фоне того, что упоминание, например, Гонтаревой происходит во второй публикации после создания канала, а деятельности Порошенко канал, в принципе, и посвящен.
А вот что Портнов писал об этих самых подозрениях, объявленных ГПУ окружению Порошенко. «Прочитал подозрения Гонтаревой, Филатову и другим чиновникам окружения Порошенко… Это нужно рассматривать именно, как завершающую историю Майдана и Революции, её надувного патриотизма и наносного национализма, активизма, достоинства, пения гимнов и ношения вышиванок… Эти подозрения высшим функционерам команды Порошенко - вердикт именно Майдану… К этому полностью создана доказательственная база и общественное мнение».
Правда – коварная штука. Она как шило в мешке с сеном. Упаковывал сено, упаковывал, потом на секунду забылся, сел на мешок, и – добрый вечер. Чистый Фрейд. Портнов пишет, что доказательная база, внимание, СОЗДАНА, а не собрана. Напомним, что вообще-то «создание» доказательств или их фабрикация является криминальным преступлением, и описана в статье 372 ККУ. Санкция по этой статье стартует с 5 лет лишения свободы.
Даже когда Луценко анекдотически дистанцировался от выдвинутых подозрений, а ГПУ их временно дезавуировала, объявив, что Кулик не имел права их подписывать (сам Кулик пояснил, что объявил их «без согласования», чтобы «не подставлять» Юрия Витальевича), то Портнов назвал «преступником» не Луценко, а прокурора Енина и призвал «идентифицировать и документировать в аппарате ГПУ каждого, причастного к противоправной деятельности преступника». Очевидно, что нехарактерная лояльность Портнова обусловлена особыми отношениями Коломойского с Луценко, позволившая последнему занимать пост Генпрокурора до запуска новой Рады.
Так что проблемы Луценко в Украине станут продолжением его американских проблем. А в США их у него намечается целый букет. В конце прошлого года Юрий Витальевич ощутил в себе талант геополитика и начал торговлю делами уже не в Украине, а на международном уровне.
Луценко полагал, что американцы в обмен на компромат на Байдена сделают его вечным генпрокурором. И через посредников – Льва Парнаса и Игоря Фрумана, вышел на адвоката Трампа Джулиани. Все получилось, и потом Луценко вместе с Куликом дал разоблачительные интервью республиканским изданиям. Вот только для правоохранительной системы США вмешательство в выборы-2020 - это деяние, содержащее признаки преступления, как и вмешательство в выборы-2016.
Продолжилось все не так, как ожидал Луценко. Удержаться в кресле не удалось. Парнас и Фруман были арестованы ФБР по обвинениям в нарушении правил финансирования избирательных кампаний (речь об участии в организации финансирования кампании двух кандидатов штата Невада российским бизнесменом, что запрещено законом США). А федеральные прокуроры в Манхэттене расследуют, нарушал ли личный адвокат президента Трампа Рудольф Джулиани законы о лоббировании во время своей деятельности в Украине.
Американские СМИ подробно пишут о не самой благовидной роли украинского генпрокурора во время этого возможного нарушения американских законов. Так, The Wall Street Journal отмечает, что началось все с того, что Фруман и Парнас представили Джулиани «нескольким украинским прокурорам» для обсуждения дела Байдена. Не исключено, что в ходе расследования выяснится сумма, в которую Фруман и Парнас оценили свои усилия по организации встречи Луценко с Джулиани, а также происхождение этих денег.
Buzzfeed пишет о том, что на встрече в Нью-Йорке в начале года Луценко передал адвокату Трампа документы, которые доказывали заинтересованность посольства США в победе Хиллари Клинтон на выборах 2016 года. Одним из переданных документов была справка по так называемому 400-му делу, по двум эпизодам которого как раз предъявлены подозрения окружению Порошенко, что еще раз говорит о Юрии Витальевиче как о преданном члене команды экс-президента Украины. По информации американского издания, Луценко рассказал Джулиани, что в 2016 году посольство США требовало от НАБУ записи "черной бухгалтерии" Партии регионов, свидетельствовавшие о перечислении "регионалами" миллионов долларов Полу Манафорту. Луценко и Джулиани также встречались в Варшаве, после чего генпрокурор заявил, что передал США информацию, чтобы способствовать официальному расследованию.
Но одним сливом уголовных материалов дело сотрудничество не ограничилось. Партнеры вместе проводили операцию по увольнению посла США в Украине Мари Йованович.
Луценко, как мы помним, делал громкие заявления по «списку Йованович», который де факто оказался не совсем списком и не совсем Йованович. Как пишет NBC News, Луценко является тем украинским чиновником, который, по данным американских прокуроров, склонял партнеров Рудольфа Джулиани – Льва Парнаса и Игоря Фрумана, настаивать на отстранении бывшего посла США в Украине Йованович. А отстранение последней от должности, по данным Associated Press, произошло после ее отказа передавать «неформальные» просьбы Джулиани к украинским официальным лицам вместо запросов по официальным каналам.
И, наконец, сам Луценко в последнем интервью дал признательные показания, подтвердив, что: а) встречался с Джулиани как частное лицо, б) разглашал следственную информацию, не имея на это полномочий, в) решал внешнеполитические вопросы, не имея на это полномочий. Что является злоупотреблением властью в чистом виде. Стоило бы не английский язык учить, а законы, и не сейчас, а хотя бы год назад. Теперь у Фирташа (который, как сегодня выяснилось, вносил свою посильную лепту в сбор компромата на Байдена) и Коломойского как возможных последователей Лазаренко появился перспективный конкурент.
Ситуация Луценко – очень контрастный пример для нового генпрокурора Рябошапки. Который, вопреки ожиданиям, вот так взял и не стал инструментом Портнова. Пока что, по-крайней мере. Более того – новый генпрокурор вызывает у экс-юриста Януковича плохо контролируемую истерику. Поскольку ГПУ, опять-таки пока, не отрабатывает заказы Портнова по преследованию Порошенко, а наоборот – осмелилась реанимировать дело о дерибане Лукаш на посту министра юстиции 2,5 млн грн.
И вот уже Саша Дубинский мочит Рябошапку, а «Страна» со ссылкой на письмо некой «активистки» («Страна» не уточняет, активистки чего или кого) Леси Сидорчук в НАПК пишет о нарушениях в декларации Рябошапки – тот якобы не вовремя задекларировал авто. При этом, Гугл как-то не очень осведомлен о существовании недовольной Рябошапкой «активисткой», и на запрос «Леся Сидорчук активистка» выдает только материал «Страны» и его репосты.
Очень интересно, как Рябошапка поведет себя дальше. ГПУ в разобранном состоянии, а внутри идет война всех против всех. По настоянию президента создан «экоцидный» департамент, и все это на фоне хаоса переаттестации. И в этой ситуации война с Портновым, а до этого – заявления о намерении сотрудничать с США по делу об отмывании денег Приватбанка в США и созыв совещания по факту поджога дома Гонтаревой – очень неплохое начало и заявка на то, чтобы действительно быть прокурором, а не торговцем, интриганом и удлинителем чьих-то рук. Посмотрим, удастся ли продолжить.