Некоторые граждане России (41 процент) обнищали настолько, что не могут купить одежду, а 20 процентам не хватает даже на еду. Это показало совсем свежее глубоко научное исследование.
41 процент — это примерно 56 миллионов человек; миллионы в данном случае как-то понятнее, чем проценты. В утешение можно бы этим 56 миллионам повторить знаменитую формулу нашей эпохи: «Денег нет, но вы держитесь, здоровья вам».
Эту формулу экспромтом (то есть не задумываясь, от души) изобрёл добрый, заботливый премьер-министр. Жаль, он не сказал: «Если у вас нет хлеба, ешьте пирожные» — таким образом, вдобавок к заботливости, показал бы эрудицию.
Мы уверены в его искренности. У него в кармане тоже ведь нету ни копейки (и у президента нету), но они держатся. Да и зачем им? Ни в магазин, ни на заправку не надо, кино привезут на дом вместе с артистами, в театр пустят даром вместе с охраной…
…Позволим себе лирическое отступление: у воров в законе, у крутых мафиози тоже ведь нету пистолета в кармане. Зато у подручных, у быков, у охранников, у шестёрок — и в кармане, и под мышкой, и в багажнике…
Денег нет, — говорит премьер богатейшей страны. Сперва веришь. Но когда гипноз рассеивается, реальность выглядит иначе, чем слова властей. Денег очень много, просто горы.
Видели по телевизору аресты губернаторов? Регион нищий, а у него дома склад денег, драгоценностей, золотых батонов. Вот три примера из жизни слуг народа.
Васильева была кем-то в Министерстве обороны. При обыске в квартире Евгении Васильевой изъяли 51 000 драгоценных камней и 19 кг золота и платины.
Губернатора Коми Вячеслава Гайзера взяли в Москве, откуда он собирался вылететь в отпуск за рубеж. При обыске в личном кабинете губернатора нашли коллекцию часов стоимостью около миллиона долларов, документы, подтверждающие право собственности на офшорные компании, проекты покупки самолетов Hawker и Bombardier, несколько золотых ручек.
При обыске у губернатора Сахалина нашли миллиард рублей наличными. Хорошавин хранил дома около 200 килограммов денег.
Также у губернатора нашли 800 килограммов ювелирных украшений. Например, золотую ручку стоимостью 36 миллионов рублей! Корпус ручки выполнен из золота с платиновым покрытием и инкрустирован 1113 черными бриллиантами, еще 945 бриллиантов размещено на колпачке. Согласно декларации о доходах семья Хорошавина жила на зарплату.
Одновременно с исследованием, выявившим десятки миллионов нищих (в научном документе ВШЭ они называются «крайне бедными»), пришла новость: в связи с уголовным делом обыскали как свидетеля главу Федеральной таможенной службы (ФТС). Глава хмурого силового ведомства… А если вам кажется, будто, несмотря на форму, таможенники не относятся к силовикам, попробуйте им посопротивляться как-нибудь ради опыта и напишите нам, чем это для вас кончилось.
Итак, глава таможенников, оказалось, держит деньги дома в коробках из-под обуви. То есть он покупает сапоги и, скорее всего, выбрасывает, потому что ему нужно много коробок, а столько сапог ему не нужно. А десятки миллионов граждан, которые не могут купить обувь, пусть почаще гуляют у помойного бака рядом с домами, где живут таможенники.
* * *
Не раз мы слышали от невероятно культурных чиновников ходячий упрёк: мол, нехорошо считать деньги в чужом кармане. Красивая фраза; жаль, что её затрепали жулики. Карман-то чужой, а деньги-то, похоже, наши. Ворюга же их не у американцев украл, не у марсиан — там небось своих хватает. А у наших стяжателей — наши деньги. Давайте их считать.
Гражданин, имеющий право на оценочное суждение и на высказывание своих мыслей, равно как и на повторение и распространение чужих (см. Конституцию России, ст. 29: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом»), может предположить, что у каждого губернатора в той или иной форме накоплен миллиард долларов. Часть лежит в коробках из-под обуви, часть выглядит как коллекция дико дорогих часов, как вилла в России и вилла за границей. Приблизительно так же богаты некоторые депутаты и члены Совета Федерации, некоторые генералы полиции, Следственного комитета, некоторые мэры.
Не смотрите на список Forbes — там легальные (хотя и крайне неприятные) миллиардеры. Нет, мы говорим о подпольных. Формально — важные чиновники, а по сути — коробки с деньгами. Спросишь «откуда?» — ответ стандартный: «Подбросили враги!» 56 миллионам крайне бедных враги ничего не подбросили. А губернаторам и министрам подбрасывают чуть не каждый день.
Итак, начинаем считать наши деньги в чужом кармане. Таких миллиардеров, по самой скромной оценке, в России не меньше тысячи. Это триллион долларов — 65 триллионов рублей. Можно разделить на всех (включая грудных) — выйдет по 400 с лишним тысяч. Но можно раздать их не в виде бумажек с видами церквей и мечетей, а в виде стадионов, больниц, детских садов, тюрем улучшенного содержания, лекарств, протезов… Пандусов для инвалидов-колясочников как не было, так и нет. Благоустройство? Это смотря как понимать это слово. Впрочем, мы не намерены зарываться (во всех смыслах этого слова). Нас от такой легкомысленной глупости предостерегает классик А.К.Толстой. В своей «Истории Государства Российского» он храбро пишет о Рюриках, Грозном, Петре Великом, но дойдя до современных ему начальников, благоразумно останавливается:
Ходить бывает склизко
По камешкам иным.
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.
Конечно, по камешкам, не по асфальту же в ХIХ-то веке.
* * *
Пока ворюга-чиновник на свободе, пока он вас грабит, вы (теоретически) можете плюнуть ему в лицо и вдобавок забрать у него хоть одну коробку ради социальной справедливости. Но вас точно посадят. Видимо, поэтому, соблюдая разумную осторожность, вы ничего такого не делаете.
А если его вдруг арестовывают (о чём вы узнаёте из новостей) — у вас исчезает даже теоретическая возможность плюнуть ему в лицо.
Безвыходное положение.
Александр Минкин