Чому Фомина Неділя - Антипасха.
Анти - не в смысле "против", а в смысле "вместо". Раньше ведь не было всеобщих календарей и интернетов, так что не все знали когда Пасху праздновать. Так, например, какие-нибудь Руф и Фотиния, живущие в горах Аркадии, шли к родственникам в Рим Пасху праздновать, но то ли с датами напутали, то ли просто опоздали и остались без праздника. Сидят они у катакомб и плачут... А тут идет пресвитер Тит и спрашивает:
- Пошто грустите, братья и сестры?
- Как же нам не грустить, - отвечает Фотиния,- душа бажає свята, а ми запізнилися... (Муж ее Руф толкает жену в бок и шипит: "Молчи, дура-баба! Сами виноваты!") Но Фотинья не унимается - голосит пуще прежнего.
Пресвитер Тит хитро подмигивает ей и говорит:
- Так, не переживай, щас все устроим. Начинайте петь тропарь Пасхи.
Руф в полном недоумении, а Фотинья с рыданиями затягивают: "Христос воскрес из мертвых...", Тит слегка подпрыгивая им подпевает. В это время к месту собрания в катакомбах приближается епископ Татиан и спрашивает:
- Чи ви подуріли, парафіяни, чи солодкого вина понапувалися? Що, не знаете, що Пасху ми тиждень тому святкували???
Руф и Фотинья испуганно замолкают. У женщины слеза висит на верхней губе и не знает, падать ей вниз или сохнуть. А неугомонный Тит вьётся ужом вокруг епископа и тарахтит:
- Ваше, преосвященство! Люди с дороги, из глухого села, без интернета, они не получили нашей рассылки, и не знали когда на праздник приходить. Та невже ми не можемо ще раз, заради них, і іже з ними (у самого Тита теща тоже проспала Пасхальную службу), заспівати пасхальних пісень? А?
Фотинья таки сообразила слизнуть слезу с губы и стала смотреть на епископа умоляющим, полным надежды взглядом.
Татиан стукнул посохом оземь, почесал лоб, грозно посмотрел на окружающих, и, пряча улыбку в бороду, сказал:
- На сповідь! Все! Особливо теща Титова!!! А потім поем "Христос Воскрес!" Сьогодні в нас буде "замість Пасха"!