"Нефть падает - бюджет трещит? Что ждет экономику РФ" - Олег Логинов

"Нефть падает - бюджет трещит? Что ждет экономику РФ" - Олег Логинов

Российская экономика оказалась устойчива к западным санкциям. А шторм на рынке нефти выдержит?

С начала апреля нефть марки Brent подешевела примерно на 20%. Цена опускалась ниже $60 за баррель. Цена российской нефти Urals, соответственно, падала ниже $50 - и, возможно, это еще не предел. Мировой рынок погружается в зону полной неопределенности.

Тарифные войны США со всем миром, которые развязал Дональд Трамп, грозят глобальным экономическими потрясениями, которые, в свою очередь, будут сопровождаться снижением спроса на топливо. Одновременно с этим страны ОПЕК+ объявили о значительном увеличении добычи, что обычно тоже приводит к снижению нефтяных цен.

Для России это тревожные новости. Ее бюджет, в котором доходы от экспорта нефти играют важную роль, в 2025 году утвержден исходя из цены примерно в $70 за баррель российской нефти.

Тарифы и баррели - двойной удар по рынку нефти

То, что в 2025 году цены на нефть не будут высокими, было ожидаемо. Еще в прошлом году Международное энергетическое агентство (IEA) предупреждало, что предложение превысит спрос, то есть нефти на рынке будет больше, чем нужно. Впоследствии в каждом из своих ежемесячных докладов агентство дополнительно снижало оценку спроса. Основная причина - в том, что мировая экономика находится не в лучшей форме. В результате, если в 2024 году баррель Brent в среднем стоил немногим более $80, то в 2025 году большинство экспертов ожидали увидеть $70. Более заметное снижение тоже рассматривалось - в рамках кризисных сценариев. Именно такой сценарий сейчас и развивается.

Если "тарифная война", которую Дональд Трамп развязал 3 апреля, продолжится, мировая экономика может войти в рецессию. Например, инвестбанк JP Morgan оценивает вероятность этого в 60%. Deutsche Bank предупреждает, что обмен высокими пошлинами может иметь "глобальные последствия - не только в 2025 году, но и в последующие годы и десятилетия". Пока эскалация лишь усиливается. США и Китай, крупнейшие торговые партнеры, обменялись практически заградительными пошлинами. В отношении многих других стран США ввели крайне высокие тарифы. В их числе государства Азии, которые в последние годы, наряду с Китаем, обеспечивали значительную часть прироста потребления нефти: Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины.

В тот же день, когда Дональд Трамп начал вводить пошлины, страны ОПЕК+ анонсировали значительное увеличение добычи нефти. Ранее они планировали наращивать объемы поступательно, но теперь в мае будет добавлено сразу 411 тысяч баррелей в сутки - в три раза больше, чем ожидалось. Для сравнения: весь прирост мирового спроса в 2025 году Международное энергетическое агентство ранее оценивало лишь в 1 млн баррелей в сутки. Цель картеля - нарастить свою долю рынка, уронив мировые цены до уровня, при котором добыча станет нерентабельной для части конкурентов, объясняет колумнист Bloomberg Хавьер Блас. В частности, в США, как отмечает эксперт, добыча на многих шельфовых месторождениях выгодна лишь при цене Brent не ниже $50 за баррель.

Прогнозы правительства РФ рушатся

Прежние прогнозы не актуальны - эксперты не ожидают восстановления цен на нефть. Новые оценки колеблются в широком диапазоне - уровень неопределенности слишком высок. Так, инвестиционный банк Goldman Sachs на следующий день после начала торговой войны понизил прогноз по Brent до $62 за баррель к концу года, а уже 6 апреля - до $58. И это при условии, что мировой экономике удастся избежать рецессии, а ОПЕК+ будет наращивать добычу умеренными темпами. Если глобальный ВВП начнет сокращаться, нефть может подешеветь до $54. А если при этом ОПЕК+ продолжит выбрасывать на рынок дополнительные объемы, цена опустится даже ниже, считают аналитики Goldman Sachs.  

Учитывая, что российская нефть из-за санкций продается со скидкой к Brent (она колеблется, но обычно составляет не менее $10), даже в самом благоприятном сценарии из предложенных Goldman Sachs и другими инвестбанками баррель Urals в конце года может стоить дешевле $50. Примерно столько, по данным Bloomberg, он стоит и сейчас. При этом в российском бюджете на 2025 год нефтегазовые доходы заложены исходя из средней цены Urals в $69,7 за баррель и курса 96,5 рубля за доллар. Российские власти - в лице заместителя министра финансов Владимира Колычева - уже объявили, что такой средней цены не будет. По словам Колычева, новый ориентир - $60 за баррель Urals.

"Надо сказать, что, когда Минфин планировал бюджет, исходя из $70 за баррель российской нефти, уже тогда говорилось, что власти к вопросу подошли агрессивно и заложили достаточно смелые посылки, - отмечает в интервью DW эксперт Берлинского центра Карнеги Сергей Вакуленко. - Уже тогда были мысли, что, может быть, это было сделано специально - чтобы потом, в пожарной обстановке, бюджет было проще урезать. На $70, может быть, на самом деле и не закладывались. Но и на $50, наверное, тоже. Это уровень, при котором придется задуматься о многом".

Что будет с российским бюджетом  

Цена нефти, при которой у российской экономики не возникает серьезных проблем, составляет $60 за баррель Urals. Это так называемая цена отсечения. Когда фактическая цена выше, избыточные доходы направляются в Фонд национального благосостояния. Когда она опускается ниже, средства фонда используются для покрытия дефицита бюджета.

"Когда цены на нефть падают, у государства всегда есть ресурс поддержать расходы бюджета, несмотря на снижение доходов, - напомнила на днях глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. - Будем смотреть, как будет развиваться ситуация, но бюджетное правило окажет поддержку".

Но надолго ли хватит ресурса, о котором говорит Набиуллина? Оппозиционный политик, а в прошлом премьер-министр России Михаил Касьянов в интервью DW отмечает, что ситуация пока не выглядит катастрофически, однако она будет постепенно ухудшаться, если цены на нефть останутся низкими и против России продолжат действовать санкции.

"Если цена сохранится примерно на нынешнем уровне - скажем, $50 за баррель Urals - это будет означать недополучение порядка $30 млрд доходов бюджета по итогам года, - говорит Касьянов. - Для сравнения: на войну Россия тратит примерно $150 млрд. Так что $30 млрд - это существенно. Да, есть Фонд национального благосостояния, но в нем ликвидных активов всего около $35 млрд. И сейчас, при цене российской нефти ниже $60, эти активы уже продаются. На год (низких цен на нефть) - хватит".