«Нефтяная игла больше не спасет (22 апреля)»:
*Нефтяная идиллия, в которой почти полвека живет Россия, близится к концу.
*Битва за нефть: США обходят Россию.
*Минэнерго США повысило прогнозы добычи нефти в стране в 2019 году.
*Число буровых в США выросло до трехлетнего максимума.
*Трамп против ОПЕК: США развязали нефтяную войну.
*Кооперация ОПЕК+ после 2018 г. не означает сокращение добычи - министр нефти Омана.
*Азия увеличивает закупки сланцевой нефти из США.
*США начали поставки СПГ с нового терминала.
1. Нефтяная идиллия, в которой почти полвека живет Россия, близится к концу.
Нефтяная идиллия, в которой почти полвека живет Россия, обменивая «черное золото» на валюту, технологии и потребительский стиль жизни, близится к финалу.
Возможности увеличивать добычу нефти в стране исчерпаны: к началу 2020-х нефтяная промышленность РФ выйдет на пик, после чего объемы производства начнут снижаться, прогнозирует Международное энергетическое агентство в докладе Oil 2018.
С рекорда за 29 лет, поставленного в прошлом году, — 11,2 млн баррелей в сутки — Россия может подняться лишь до 11,74 млн баррелей к 2021 году, считает МЭА. К 2023-му (горизонт прогноза агентства) добыча упадет до 11,57 млн баррелей.
По данным российского Минприроды, почти все нефтяные запасы уже включены в добычу: нераспределенный фонд недр по нефти составляет лишь 6%. При этом открытие новых месторождений в 2017 году компенсировало лишь 11% извлеченных на поверхность баррелей, сообщил в январе глава ведомства Сергей Донской.
Горизонт прогноза МЭА — 2023-й год, но после этого срока ситуация в нефтяной промышленности России только ухудшится, указывает партнер RusEnergy Михаил Крутихин: средний размер открытых за последние два года месторождений — 1,7 млн тонн. Это крохи: в один только Китай Россия ежемесячно поставляет в 3,5 раза больше.
«Специалисты из Госкомиссии по запасам полезных ископаемых на условиях анонимности утверждают, что провозглашенные правительством планы поддержания нефтедобычи на уровне более 525 млн тонн в год вплоть до 2035 года не основаны на реальном положении дел в отрасли. По их мнению, после 2020 года добыча российской нефти начнет снижаться быстрыми темпами — до 10% ежегодно», — рассказывает Крутихин.
С такой скоростью к 2035 году объемы рухнут вдвое — с 11 до 6 млн баррелей в день. В таком объеме нефть потребляет сама РФ, а значит возможности экспортировать сырье за рубеж практически не останется.
Проблема в том, что 70% запасов — это трудноизвлекаемая нефть, ее себестоимость от $70 на суше до $150 за баррель в Арктике, к тому же нужны технологии, доступ к которым перекрыт санкциями Запада, напоминает Крутихин.
Российские компании испытывают «нехватку технологий и инвестиций для следующего поколения проектов», говорится в докладе МЭА. Ситуацию, по мнению агентства, могло бы исправить снижение налогов для нефтяников. Но такой сценарий практически исключен, если учесть, что федеральный бюджет наполняется нефтегазовыми доходами на 45%.
Россия добывает 10% всей нефти в мире, а на науку и инновации тратит лишь 1% от мировых инвестиций.
Доля принципиально новых разработок у российских добывающих предприятия с 30% в 2011 году рухнула до нуля в 2016-м. Коэффициент извлечения нефти (КИН) для разрабатываемых РФ месторождений около 25%, тогда как у лидеров в мире — 45%.
Риски обвала нефтедобычи — один главных «черных лебедей» для российской экономики на ближайшие года: он лишит страну критически необходимых валютных доходов, говорит директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан.
Продажа нефти, по данным ЦБ, дает 26% всей поступающей в страну валюты; в целом нефтегазовый экспорт — 60%. Федеральный бюджет обеспечен нефтью на 40% напрямую, а если учесть все косвенные эффекты (например, импорт товаров на нефтяные деньги), — то на 84%, подсчитал он.
«Как это происходит, мы можем видеть на примере Венесуэлы, которая потеряла почти две трети возможной добычи за десять лет и уже закупает нефть за рубежом», — предупреждает Мовчан.
2. Битва за нефть: США обходят Россию.
В ближайшие 10 лет расстановка сил на мировом рынке энергоносителей может кардинально измениться. При текущих ценах на нефть США могут удвоить собственную добычу, оставив далеко позади Саудовскую Аравию и Россию. Эксперты отмечают, что в перспективе лидерство на этом рынке будет определять не цена на нефть и уровень запасов, а доступ к современным технологиям. У России же из-за санкций и внутренних проблем с этим большие сложности.
Рост сланцевой добычи:
США в 2017 году вышли на уровень добычи 10 млн баррелей в сутки, в 2018 году могут достичь 11, 4 млн б/с, к следующему году их добыча может достигнуть 12, 7 млн б/с и таким темпами к середине 2020 гг. США будут извлекать до 18 млн б/с.
Участники дискуссии не сомневаются, что возможности нарастить добычу у США есть, и действовать американские компании могут решительно.
Когда цена пошла вверх, США быстро нарастили добычу, обратил внимание председатель совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. «Понимаете, с кем нам приходится соревноваться?», - подчеркнул он.
«Если раньше маржу (для нефтяных компаний) обеспечивала доступность к ресурсам, то сейчас все большее ее обеспечивает доступ к технологиям», - подчеркнула Митрова, добавив, что сразу возникает большой вопрос: как быть в условиях технологических санкций в отношении России.
Отдельное направление – цифровизация. «На растущем рынке, в условиях ужесточающейся конкуренции это много значит», - отмечает Митрова.
«Без развития отечественной индустрии высокотехнологичной и в том числе нефтесервисной невозможно будет участвовать в межтопливной конкуренции, невозможно будет поддерживать даже тот уровень развития, который сейчас есть», - сказал Сорокин.
По экспертным оценкам Союза разработчиков программного обеспечения РФ, импортозависимость в части программного обеспечения и автоматизированных систем управления в нефтепереработке достигает 99%, в разведке и разработке – 95%, в добыче нефти и газа – 85%, в транспортировке и хранении энергоносителей – 80%.
«Проблема не в отсутствии российских технологий или в их качестве, а в том, что заказчики их не приобретают под разными предлогами»,- констатировал председатель Союза Валерий Гарипов.
3. Минэнерго США повысило прогнозы добычи нефти в стране в 2019г.
Управление по информации в области энергетики (EIA) министерства энергетики США повысило прогноз добычи нефти в стране в 2019 году.
Согласно оценкам EIA, добыча нефти в США в текущем году составит 10,69 млн баррелей в сутки (б/с). В 2019 году производство ожидается в среднем на уровне 11,44 млн б/с по сравнению с прежней оценкой в 11,27 млн б/с.
4. Добыча нефти в США на 13.04.2018 составила 10,540 млн баррелей в сутки.
(1) Domestic Production5 .................... 10,540 10,525 15
(5) Imports ........................................... 7,930 8,650 -720
(9) Exports ........................................... 1,749 1,205 544
5. U.S. 6 April 2018 1,003 +10
Итого в США буровые установки на 06.04.2018:
нефтяные 808 +11 797
Число буровых в США выросло до трехлетнего максимума.
в Baker Hughes отрапортовали об увеличении числа буровых установок на нефтяных месторождениях до максимального уровня с марта 2015 года. Рост буровых наблюдается уже 9 недель из последних 11.
за неделю до 6 апреля в США произошли следующие изменения:
общее число буровых выросло на 10 до 1003 единиц
число буровых на нефтяных месторождениях выросло на 11 до 808 единиц
6. U.S. 20 April 2018 1,013 +5
Итого в США буровые установки на 20.04.2018:
газовые 192 0 192
нефтяные 820 +5 815
1 разное (1)
Texas 509 +8 501 (основные сланцевые буровые прибавили +8)
По данным американской нефтегазовой сервисной компании Baker Hughes, за неделю, завершившуюся 20 апреля, число буровых установок в США выросло на 5 штук, или на 0,5%, до 1013 единиц. В годовом выражении число буровых установок увеличилось на 156 штук, или на 18,2%.
Все пять новых буровых установок являются нефтяными. Таким образов, их число увеличилось до 820 штук. Количество газодобывающих установок составляет 192 единицы.
Кроме того, инвесторы продолжают отыгрывать заявление Трампа. Ранее в пятницу Трамп в своем Twitter обвинил ОПЕК в искусственном завышении цен на нефть. По его словам, несмотря на рекордное количество уже добытой нефти в мире, ее стоимость неоправданно высока из-за действий организации.
7. Трамп против ОПЕК: США развязали нефтяную войну.
Президент США Дональд Трамп обвинил картель в искусственном завышении стоимости барреля.
Традиционная встреча министров стран-участниц сделки ОПЕК+ прошла в пятницу на фоне «твита» президента США Дональда Трампа:
«Похоже, ОПЕК взялась за старое. С рекордным количеством нефти повсюду, включая полностью загруженные корабли в море. Цены на нефть искусственно очень сильно завышены! Так не пойдет. Это неприемлемо!», — написал Трамп.
После заявления Трампа участники нефтяной сделки были вынуждены оправдываться.
«Мы в ОПЕК позиционируем себя как друзья США, которые уделяют внимание их росту»,— заявил журналистам генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо.
«Мы не можем сказать, что цены кто-то искусственно завышает или занижает», — сказал, в свою очередь, министр энергетики РФ Александр Новак.
Новак напомнил, что на цену влияет очень большое количество разных факторов, тот же баланс спроса и предложения. «Также на цены влияет добыча сланцевой нефти в США.За последние полтора года добыча в США увеличилась на 1,5 млн баррелей в сутки. Поэтому, наверное, здесь стоит говорить о выгоде для США»,— сказал он в интервью Bloomberg TV. «Полтора года назад на форуме в Хьюстоне все радовались, что благодаря сделке удалось восстановить добычу нефти в Техасе», — напомнил министр.
Между тем сам Трамп своим высказыванием также повлиял на нефтяные котировки. Если в 13:51 мск — перед публикацией американским лидером своего заявления — баррель марки Brent торговался на уровне $74,02, то спустя несколько минут после твитта, в 14:06 мск, он уже опустил до $73, 26. Нефть WTI в 13:44 стоила $68,57 за баррель, а к 14:00 опустилась до $68,16.
Сотрудничество стран ОПЕК+ будет продолжено и в 2019 году, однако формат еще предстоит определить, сказал Новак.
«Есть вероятность изменения объемов— во многом это будет зависеть от объемов добычи сланцевой нефти. Сильная акселерация снижения добычи несет в себе большие риски потери доли рынка для стран ОПЕК+, поэтому маловероятна,» — полагает эксперт.
8. Кооперация ОПЕК+ после 2018 г. не означает сокращение добычи - министр нефти Омана.
Кооперация стран ОПЕК+ после 2018 года не обязательно означает продолжение сокращения добычи, сказал журналистам министр нефти Омана Мухаммед Хамад ар-Румхи в кулуарах мониторингового комитета в Джидде.
9. Азия увеличивает закупки сланцевой нефти из США.
ОПЕК следует остерегаться, поскольку американские производители сланцевой нефти наращивают свою долю на крупнейшем в мире рынке нефти и представляют угрозу для позиций картеля в Азии. Об этом пишет Bloomberg со ссылкой на отраслевую консалтинговую компанию.
По данным Wood Mackenzie Ltd., поставки американской легкой нефти в Азию достигнут почти 1,3 млн баррелей в сутки (б/с) в ближайшие пять лет, повысившись с почти нулевого уровня в 2016 г. Это позволит азиатским нефтеперерабатывающим заводам покрыть 40% дополнительного спроса с помощью американского сланца, говорит Сушант Гупта, директор по исследованиям компании.
10. США начали поставки СПГ с нового терминала.
Энергетическая компания из США Dominion Energy начала поставки сжиженного природного газа (СПГ) с нового экспортного терминала Cove Point согласно данным слежения за судами в терминале Thomson Reuters Eikon.
Танкер с газом Adam LNG покинул терминал Cove Point в штате Мэриленд 16 апреля. Трейдеры полагают, что поставки с терминала Cove Point вместе с возобновлением экспорта ExxonMobil с проекта компании в Папуа-Новой Гвинее могут негативно отразиться на спотовых ценах СПГ.
Ранее с терминала были отгружены две партии на экспорт, а коммерческую эксплуатацию компания начала в апреле.
У Dominion Energy есть 20-летние контракты на поставку СПГ с дочерним предприятием индийской компании GAIL, а также с ST Cove Point - совместным предприятием японских Sumitomo Corp и Tokyo Gas Co Ltd.
Cove Point является вторым по мощности экспортным терминалом в США после Sabine Pass. Мощности терминала в Мэриленде оцениваются в 5,25 млн тонн СПГ в год. Американские энергокомпании намерены ввести в эксплуатацию еще четыре проекта в ближайшие 2 года.
Согласно прогнозу Управления энергетической информации (EIA) США к 2020 г. станут третьим по величине экспортером СПГ после Австралии и Катара.