Каждый раз перед выборами всплывает тема снятия депутатской неприкосновенности. Это уже старая и многократно использованная технология, которая постоянно срабатывает, как мотиватор для людей чтобы они проголосовали за того, кто пообещает снять депутатскую неприкосновенность. А в этот раз, на президентских выборах, появилась новая грань старой истории. Начали предлагать снять иммунитет и с президента. На самом деле - это чистый и махровый популизм на который нам указывают все европейские демократические институции во главе с Венецианской комиссией, которая официально называется "Европейская комиссия за демократию через право". Именно выводы этой комиссии считаются главенствующими для принятия решения по профильным вопросам. Заключения комиссии широко используются ПАСЕ как отражение «европейских стандартов» в области демократии. Венецианская комиссия давно озвучила свою позицию: "Комиссия считает, что текущее состояние верховенства права в Украине не гарантирует полное лишение неприкосновенности членов парламента". А общение с членами Венецианской комиссии и с судьями ЕСПЧ показывает, что общее снятие неприкосновенности, при нашей прогнившей и коррумпированной системе, приведет к ухудшению ситуации и может в итоге привести Украину к авторитаризму.
Начнем с разъяснения, что такое депутатская неприкосновенность и для чего она нужна. Депутатский иммунитет или же, как привыкли говорить в народе "неприкосновенность" - это совокупность прав и привилегий, предоставляемых представителям власти от юридического преследования в процессе их занятия законотворческой или исполнительной деятельностью. Это не индульгенция и не лицензия на вседозволенность. Это защита от системы. Защита от давления на депутата или на президента, чтобы он не попал под контроль и не стал выполнять заказы от коррумпированной исполнительной власти в лице ГПУ, СБУ, МВД или олигархата. Но у нас к сожалению олигархи проводят в парламент целые фракции, а значит под удар попадут лишь те, кто мешают системе. Остальные и так выполняют то, что требуется. А вот то, что в Украине за депутатской неприкосновенностью привыкли прятаться преступники - это лишь доказывает неправильность системы и доказывает необходимость ее разрушения. Но система будет сопротивляться. При всем этом полное снятие депутатской неприкосновенности с президента и депутатов - это лечение головной боли через отсечение головы. Нет головы - нет боли. Но и жить после этого невозможно. К сожалению об этом мало кто думает.
Теперь посмотрим в сторону Европы. Иммунитет- непременный атрибут депутата Бундестага. Его прописали еще в 49 году, в Конституции страны. И с тех пор вместе с корочкой каждый парламентарий получает неприкосновенность. Она защищает от многих бед и проблем: народного избранника запрещено задерживать, арестовывать, обыскивать, начинать против него расследование или заводить уголовное дело. На все нужно согласие коллег. О провинившихся депутатах правоохранительные органы сообщают главе комитета Бундестага, который занимается вопросами иммунитета. Он и решает, что делать дальше.
Претензии к депутатам у правоохранительных органов самые разные. Начиная от банального превышения скорости и заканчивая обвинениями в неуплате налогов и коррупции. Манфред Грунд, старожил Бундестага, говорит, что каждый год неприкосновенность теряют в среднем 5-6 его коллег. И отвечают перед законом, как обычные граждане. Понимаете ОТВЕЧАЮТ ПЕРЕД ЗАКОНОМ, КАК ОБЫЧНЫЕ ГРАЖДАНЕ. Закон един для всех. Кстати, в ВР 8 созыва сняли депутатскую неприкосновенность с 13 нардепов. Часть из них продолжают ходить в ВР, а часть сбежала за границу. Так что вопрос не в снятии. Тут Рада быстро реагирует при наличии доказательств вины нардепа. Вопрос теперь за правоохранительными органами и судами. Но они не торопятся. И это очередной раз показывает, что вопрос в эффективной работе правоохранителей.
Попытки вообще отменить депутатскую неприкосновенность были и в Германии. В разное время с такой идеей выступали разные оппозиционные партии. Но дальше призывов дело не пошло. Неприкосновенность, говорят эксперты, нужна. Она защищает парламент, а не конкретного депутата. По крайней мере, в странах ЕС. В Германии считают: как пользоваться неприкосновенностью - это уже вопрос этики. Недаром в конституциях многих европейских стран так и записано: депутат представляет весь народ, а отвечает перед своей совестью.
Кстати, вопрос о снятии неприкосновенности с президента лежит в той же плоскости, что и с депутатами. Вот избрали мы самого честного и практически святого нового президента, а он хоп и подает в ВР закон о снятии неприкосновенности с народных депутатов и президента. Красивый ход? С точки зрения популярности безусловно. И допускаем, что популизм победит в ВР и парламент проголосует за это. Что будет дальше? Президент у нас конечно святой. А система тоже святая? А олигархов уже нет? И вы считаете, что никто из них и олигархов не захочет найти у президента под подушкой или у жены президента 20 килограмм подкинутых наркотиков или труп в сарае, а после этого взять его на крючок? После подобного о независимости президента или парламента можно будет только мечтать. Так может мы будем более ответственно относиться к выбору, а не придумывать велосипед? Иногда стоит резво думать и помнить о выводах Венецианской комиссии. Член Венецианской комиссии Карл Тори еще в 2015 году заявил, что такой "молодой демократии", как Украина, нельзя полностью снимать неприкосновенность с депутатов. Вместе с тем тогда же комиссия заявила, что неприкосновенность может быть препятствием для борьбы с коррупцией. Таким образом, комиссия рекомендует создать другие механизмы, которые могут исключить вмешательство в деятельность парламента, отмечалось в документе.
Депутатская неприкосновенность важна лишь на период деятельности депутата. На тот период пока он занимается законотворческой деятельностью и нужна она для того, чтобы исключить возможность давления на него на период его работы. Например я не собираюсь вечно быть депутатом. И хочу иметь инструмент контроля за властью. Этот инструмент не снятие неприкосновенности, а выписанный и соблюдаемый регламент ВР, а так же эффективные правоохранительные органы. Это и есть настоящий контроль за властью, а не фикция, которую бросают народу, как кость собаке.
Я не боюсь за себя. Боялся бы - тогда бы не начал войну с игорной мафией, тогда не стал бы пресекать все незаконные виды деятельности, не противостоял бы тогда незаконным застройщикам и не критиковал бы власть. Я не боялся. Не боюсь. И не буду пугаться. Потому, что верю в правильность моего пути. Хотя понимаю, что во властных коридорах у многих от меня уже изжога. Да, я четко осознаю, что это лишь вершина айсберга. Для того, чтобы сломать систему необходимы кардинальные законотворческие инициативы и тотальный перезапуск всей правоохранительной системы. И я готов этим заниматься. А не говорить народу то, что он хочет слышать. Это мой выбор. И я не собираюсь менять свою позицию несмотря на то, что она не очень популярна.
Через очистку, перезапуск и наказание преступников необходимо вернуть уважение и народное доверие к правоохранительным институтам и к судам. А после этого можно снимать депутатскую неприкосновенность. И я готов к этому. Иначе же это можно сравнить, как выход на бой с вооруженным противником, когда у тебя связаны руки. А противник - это коррумпированные чиновники и олигархи. Они будут сопротивляться. Поэтому не надо изначально давать им козыря.
PS С отзывом народного депутата все так же. Еще в 2015 году мои европейские коллеги из ПАСЕ указали мне на то, что это абсолютно не демократичная инициатива, которая будет негативно воспринята в Европе. Предложили привести пример отзыва парламентария в европейских странах. И после того, как я выяснил, что таких примеров нет, то они попросили отказаться от подобной инициативы, которая несет риски для соблюдения демократических стандартов в Украине и даст инструмент власти карать неугодных нардепов. Не стыдно ошибаться. Стыдно не признавать свою неправоту, если ты ее осознал. Поэтому я отказался от идеи об отзыве народного депутата. Не хочу лечить головную боль гильотиной.