Три украинских военных корабля: буксир "Яны Капу", бронекатера "Бердянск" и "Никополь" задержаны и отбуксированы в почти пять лет как оккупированную Керчь. По меньшей мере трое военных ранены. Состояние их пока неизвестно. Весь мир наблюдал в прямом эфире таран украинского буксира. На опубликованном видео слышно: "Я не имею оружия". А далее: "Дави их". Западные страны, страны Балтии, Турция, США, НАТО, ЕС, спецпредставитель США Курт Волкер, мировые политики, журналисты и эксперты. Все потрясены. Все в один голос осуждают эскалацию ситуации и агрессию России. И только украинцы уже почти сутки спорят, а не повредит ли военное положение предстоящим выборам. Мы такие странные создания. Пугают нас, пугают, а мы - вместо того, чтобы учиться - разводим мнимые теории заговора и заряжаем друг друга размышлениями о геополитических игрищах мирового закулисья. Чтобы не случилось в стране, украинцы в конце концов все равно придут к выводу, что все это только повышение цены на газ и конфискации в пользу олигархов последней некоррумпированной евробляхи. Поэтому вместо того, чтобы погружаться в объяснение очевидного, попробуем понять, как нужно отвечать на основные "общественно важные вопросы", идущие отовсюду.
А почему сейчас? Сторонники этой версии зрады считают, что раз военное положение не вводился в 2014 году, то и сейчас оно не нужно. Ответ в этом случае должен быть однозначным. А почему - нет? Разве применение оружия против украинских кораблей - не акт агрессии? Для того, чтобы нивелировать эту категорию, достаточно спросить их о том, какой должна быть реакция государства. Они обычно замолкают или переходят на личности. На самом деле, военное положение предполагает ряд действий, которые в нашей ситуации будут не лишними. Например - создание военных администраций, которые берут на себя управление на местах.
Разве дело Катерины Гандзюк не показало, что в прилегающих к Крыму районах власть удерживают пророссийские силы, бандиты и местные царьки? События 2014 года учат нас тому, что эти "деятели", когда враг у ворот, делают вид, что нет ни толпы, захватывающей админздания, ни завезенных и прикормленных уголовников вместе с диверсантами. Особенно нарванные умудряются проводить заседания местных советов и звать на помощь "народным республикам" Путина. Уже забыли, как это происходило в 2014-м? Военной агрессии России всегда предшествуют "народные акции" и коллаборации местных советов. Военные администрации, усиленный режим для армии, полиции и Нацгвардии могут стать теми необходимыми средствами коллективной защиты, которых Украина не имела в Крыму.
Нелишними также будут сборы запасников, мобилизация резервистов, создание отрядов теробороны. Все это может остановить противника. Заставить его отказаться от агрессивных нападений. Тем, кто улыбаясь декларирует: "А разве военное положение может освободить Азов за 60 дней?", стоит подумать о другом. А возможно за эти дни подготовить страну к защите от широкомасштабной военной агрессии? В полной мере. А еще стоит спросить у них, почему они так упорно добиваются повторения ситуации 2014 года, когда дезориентированное общество самостоятельно выступало против оккупации. Власть, особенно на местах, поднимала триколоры, а деморализованная милиция отворачивались от толпы агрессивных "туристов" из России.
Военное положение как средство мобилизоваться и минимизировать риски на случай повторения крымского сценария - это также контртеза тем, кто объясняют, что все это не имеет смысла, ведь президент сам сказал, что особый режим вводится не ради нападения, а для обороны. У этих свидетелей победного шествия на Москву обычно пропадает запал спорить, если их спросить: "На что жалуемся, уважаемые, разве защита страны - уже не почетная обязанность государства и гражданина? Так о чем тогда речь?" В этот момент они начинают бредить о проплаченных троллях Банковой и быстро бегут от диалога.
Выборы, конечно, - разгул демократии. Это время компенсации и победы справедливости для каждого украинского гражданина. Выборы - это святой Юрьев день. Так уж повелось, что украинцам время от времени надоедает объект их коллективной ненависти и они хотят подозревать в зраде кого-то нового - следующего. Но выборы - это еще и время безумной опасности. Именно под них была спланирована вся российская агентурная работа в Украине все военные годы. Пропаганда, информационные атаки накачали украинское общество агрессией по края. Тех, кто переживает о возможной отсрочке выборов стоит спросить: Вы действительно думаете, что весь этот информационный цианид, льющийся на украинцев с пророссийских каналов - это ради выигрыша одного из кандидатов? Никто не будет вкладывать такие огромные ресурсы и разоблачать столько информационных "консервов" только ради того, чтобы избиратели выбрали Петю или Юлю. Это игра на уничтожение всех. Вы давно рейтинги видели? А антирейтинги? Только наивный может думать, что в случае выбора одного из кандидатов победителем, другая часть избирателей спокойно разойдется, а не почувствует себя обманутой. Ненавидят всех. Ни один из политиков не имеет поддержки. Россия ставит не на победу какого-то кандидата, а на взрыв. В такой ситуации будет лишним информационная интоксикация общества.
Отвечая на упреки "самых беспристрастных" журналистов и экспертов о заговоре двух президентов ради срыва выборов, хотелось бы напомнить, что это русские стреляли по украинцам. Они уже пять лет стреляют, а общество играет в "Слугу народа" и принимает примитивный "юмор" в качестве предвыборной программы кандидата на пост главнокомандующего. Если здесь и есть заговор, то только глупых с подлыми. Выстрелы по украинским кораблям должны повысить градус ненависти в обществе и придать дополнительную энергию критикам слишком уступчивой реакции власти.
Количество тех, кто требует идти в атаку, растет с каждой провокацией. Что не мешает расти процентам тех, кто хочет мира. Украинцы сегодня являются носителями двух противоположных запросов - на победный марш и на "примирение" любой ценой. Обычно это одни и те же люди. Не замечать коллективной шизофрении может публика. Поскольку находится внутри процесса. Но знающие люди прекрасно разбираются в атмосферных тонкостях. Зачем вдруг им впадать в детство и требовать побед здесь и сейчас? Они, как никто другой знают, что эта война надолго. Но продолжают скармливать украинцам басню о "примирении", "мирном плане", "новом лидере, который прямо завтра остановит войну". Таким специалистам стоит посоветовать не превращаться в российских "собратьев по перу и гонорару". Верить собственной журналистской подработки опасно.
И последнее, это ответ на вопрос, который беспокоит многих. Почему корабли пошли морем через Керченский пролив, если понятно, что россияне могут ударить?
Ответ на этот вопрос лежит в плоскости стратегии деблокирования украинских портов на Азовском море. С самого начала, как только Россия стала задерживать корабли, эксперты советовали организовать сопровождение военными конвоями. Аргументация была следующей: раз Россия досматривает суда, идущие в или выходящие из украинских портов, ссылаясь на договор 2003 года, Украина, чьи военные пользуются в Азовском море такой же свободой судоходства, может защищать свои экономические интересы таким же гибридным способом, каким совершается агрессия . Проход военных через пролив - это проверка боем. Если бы русские не реагировали, согласились с такими проходами, впоследствии можно было бы устроить военное сопровождение торговых судов. Но они отреагировали и теперь начинается совсем другая история. О том, как Россия вызывающе пыталась разрушить еще и систему международного морского права, провоцируя мир проявлять "беспокойство" по поводу пиратства. А нарвалась на срыв своих планов по дестабилизации ситуации в Украине во время выборов. Или могла бы нарваться на срыв коварных планов по разрушению Украины изнутри, если бы украинцы вовремя начали думать головой и не пренебрегали бы собственным трагическим опытом 2014 года.