Специальный выпуск.
Встреча делегаций США и России в Женеве.
Дополнительная военная помощь США Украине.
* Официальное сообщение пресс-секретаря Госдепартамента Неда Прайса:
«Заместитель государственного секретаря США Вэнди Р. Шерман возглавила американскую межведомственную делегацию из представителей Государственного департамента, министерства обороны, Объединенного комитета начальников штабов и Совета национальной безопасности в Женеве (Швейцария) для участия во внеочередной сессии российско-американского диалога по стратегической стабильности. Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергей Рябков возглавил российскую делегацию.
Сегодня в Женеве делегация США выслушала озабоченности России в сфере безопасности, а также представила свои собственные озабоченности в сфере стратегической стабильности и идеи для взаимных действий по улучшению стратегической стабильности. Заместитель госсекретаря Шерман ясно дала понять, что дипломатический путь является единственным надежным решением проблем безопасности России и США. Заместитель госсекретаря подчеркнула, что хотя Соединенные Штаты привержены дипломатии, они готовы в тесной координации со своими союзниками и партнерами пойти на меры, которые повлекут значительные экономические и политические издержки (для России), если Россия будет наращивать свои агрессивные действия против Украины. Она также повторила, что Соединенные Штаты не будут обсуждать вопросы европейской безопасности без участия наших союзников и партнеров, и что эти вопросы должны обсуждаться на соответствующих многосторонних форумах.
11 января заместитель госсекретаря Шерман отправится в Брюссель, Бельгия, чтобы проинформировать Североатлантический Совет в штаб-квартире НАТО о переговорах, 11 января она также встретится с Комитетом ЕС по политике и безопасности. Заместитель госсекретаря Шерман возглавит американскую делегацию на заседании совета Россия-НАТО 12 января».
* Из заявления на брифинге для журналистов заместителя государственного секретаря Вэнди Шерман по итогам переговоров:
«Соединенные Штаты приняли участие в сегодняшней чрезвычайной встрече, готовые выслушать озабоченности России в сфере безопасности и поделиться своими собственными озабоченностями. Мы также предложили ряд идей, по которым наши две страны могли бы предпринять взаимные действия, отвечающие нашим интересам безопасности и улучшающие стратегическую стабильность. Соединенные Штаты предложили встретиться в ближайшее время для более детального обсуждения этих двусторонних вопросов.
Предварительные идеи, высказанные сегодня Соединенными Штатами, включают размещение ракет. Мы также дали понять, что Соединенные Штаты открыты для обсуждения будущего определенных ракетных систем в Европе - по аналогии с ныне уже не действующим договором INF (о ликвидации ракет средней дальности) между США и Россией.
Мы поделились, что мы также открыты для обсуждения путей установления взаимных ограничений на размер и масштаб военных учений, а также для повышения прозрачности этих учений, опять же на взаимной основе - и понимая, что это также станет темой обсуждения в совете Россия-НАТО и на встрече ОБСЕ на этой неделе.
Соединенные Штаты и Россия согласны с тем, что ядерная война никогда не может быть выиграна и поэтому не должна вестись. Мы обсуждали этот общий принцип на прошлых встречах в рамках диалога по стратегической стабильности, и на прошлой неделе он был подтвержден в заявлении стран «пятерки». Именно поэтому Соединенные Штаты уже давно заинтересованы в обсуждении с Россией вариантов контроля над вооружениями, которые включают как стратегическое, так и так называемое нестратегическое ядерное оружие. Мы подтвердили нашу заинтересованность в более глубоком обсуждении этой темы и в ходе сегодняшних встреч.
Однако мы твердо возразили по предложениям (России) по безопасности, которые просто не устраивают Соединенные Штаты. Мы не позволим никому захлопнуть политику «открытых дверей» НАТО, которая всегда занимала центральное место в Альянсе НАТО. Мы не будем отказываться от двустороннего сотрудничества с суверенными государствами, которые хотят работать с Соединенными Штатами. И мы не будем принимать решения об Украине без Украины, о Европе без Европы или о НАТО без НАТО. Как мы говорим нашим союзникам и партнерам, «ничего о вас без вас».
«Российские официальные лица публично и в частном порядке заявили, что они хотят действовать быстро, и Соединенные Штаты готовы к этому. В то же время переговоры по таким сложным темам, как контроль над вооружениями, не могут быть завершены за несколько дней или даже недель. Это хорошо понимает мой коллега, заместитель министра иностранных дел Рябков. Мы должны дать дипломатии и диалогу время и пространство, необходимые для достижения прогресса по таким сложным вопросам».
«Мы назвали эту сессию чрезвычайной, поскольку она проходила без предварительных заседаний двух рабочих групп экспертов, о создании которых стороны договорились на нашей последней встрече в сентябре.
Но это было также чрезвычайное заседание из-за контекста, в котором мы находимся.
В момент, когда я с вами говорю, Россия собрала более 100 тысяч военнослужащих вдоль границ Украины.
Между тем, Москва утверждает, что это Украина стремится к конфликту и ведет себя провокационно, а не Россия.
Стоит повторить, что именно Россия вторглась в Украину в 2014 году. Именно Россия продолжает разжигать войну на востоке Украины, которая унесла жизни почти 14 тысяч украинцев. И сейчас именно действия России вызывают новый кризис не только для Украины, но и для всей Европы.
Одна страна не может силой изменять границы другой, диктовать условия внешней политики другой стране или запрещать другой стране выбирать собственные альянсы. Это основные постулаты международной системы, и это принципы, с которыми Россия ранее неоднократно соглашалась на протяжении многих лет.
Мы четко заявляли и заявляем сегодня, что Соединенные Штаты будут приветствовать достижение подлинного прогресса дипломатическим путем. Мы также повторили, что, по нашему мнению, подлинный прогресс может произойти только в условиях деэскалации, а не эскалации. Если Россия останется за столом переговоров и предпримет конкретные шаги по деэскалации напряженности, мы считаем, что сможем достичь прогресса. Но если Россия уйдет с дипломатического пути, может стать совершенно очевидно, что она вообще никогда не была настроена на дипломатию.
Мы ясно дали понять, что если Россия продолжит вторжение в Украину, это повлечет за собой значительные цену и последствия для России, намного превосходящие те, с которыми они столкнулись в 2014 году. Президент Байден сказал об этом президенту путину во время их недавнего разговора, и я также ясно сказала об этом заместителю министра иностранных дел Рябкову. России предстоит сделать суровый выбор.
Как и во всех других делах, Соединенные Штаты будут продолжать тесную координацию с нашими союзниками и партнерами. Сразу после Нового года президент Байден напрямую говорил с президентом Украины Зеленским. Госсекретарь Блинкен говорил с министром иностранных дел Украины Кулебой и с Высоким представителем ЕС Борреллем, провел телефонный разговор с Бухарестской девяткой, принял в Вашингтоне министра иностранных дел Германии Бербок, участвовал в виртуальной встрече министров иностранных дел стран НАТО - и это лишь некоторые из примеров взаимодействия».
- Ответ Венди Шерман на вопрос о санкциях против России:
«Мы заявили, что если Россия и дальше будет вторгаться в Украину, это повлечет за собой значительную цену и последствия для России, выходящие далеко за рамки того, что произошло в 2014 году. Мы в высокой степени готовы готовы в согласии с нашими партнерами и союзниками ввести в действие эти серьезные издержки. Вы видели заявления НАТО, G7, от Европейского Cовета. У нас очень хороший уровень координации. Эти издержки будут включать финансовые санкции, и, эти санкции будут касаться ключевых финансовых институтов, экспортного контроля, направленного на ключевые отрасли промышленности, усиления позиций сил НАТО на территории союзников и увеличения помощи Украине в сфере безопасности».
- Ответ Венди Шерман на вопрос о характере переговоров в понедельник:
«Сегодня была дискуссия, чтобы лучше понимать друг друга, приоритеты и проблемы друг друга. Это не было тем, что можно назвать переговорами. Мы не дошли до того момента, когда мы готовы составить какой-то текст и начать обсуждать его. Мы не занимались там просмотром проекта договора который они положили на стол, слово за словом и строка за строкой».
«Что касается 100 тысяч военнослужащих, сосредоточенных на границах (Украины), я не думаю, что вы удивитесь, узнав, что Россия действительно заявила нам, как они заявили публично, что они не намерены вторгаться, это просто маневры и учения. Но я бы отметила, что ни о каких маневрах и учениях никто не был уведомлен, а это типично, что мы уведомляем друг друга об учениях, где только можем. И они могут доказать, что на самом деле у них нет никаких намерений (вторгаться), путем деэскалации и возвращения войск в казармы».
- Ответ Венди Шерман на вопрос о том, есть ли признаки, что Россия готова к деэскалации:
«Я не думаю, что мы знаем ответ на этот вопрос. Мы ясно дали понять, что очень трудно вести конструктивную, продуктивную и успешную дипломатию без деэскалации, потому что эскалация, очевидно, увеличивает напряженность и не создает наилучших условий для реальных переговоров, до которых мы сегодня не дошли, но к которым в конечном итоге нужно было бы прийти. Так что мы увидим, понимает ли Россия, что лучший способ вести дипломатию - это снижение напряженности и деэскалация. Мы увидим, насколько серьезно они настроены».
- Ответ Венди Шерман на вопросы, обсуждалось ли российское требование о нерасширении НАТО и невступлении Украины в НАТО:
«Мы были однозначны: мы не принимаем решений за другие страны. Мы не согласимся с тем, что какая-либо страна должна иметь право вето в отношении любой другой страны, когда речь идет о членстве в Альянсе НАТО. У НАТО есть свои собственные процессы для этого, и мы поддерживаем эти процессы, и мы очень твердо считаем, что страны должны сами определять свою внешнеполитическую ориентацию и то, как они хотят действовать с точки зрения их собственного суверенитета и территориальной целостности. И это не должно решаться другими, и уж точно не должно решаться силой».
«Никаких решений по Украине без Украины. Украина сама определяет свою внешнеполитическую ориентацию. Она сама определяет свое будущее. НАТО решает, каким должен быть процесс вступления в НАТО и как пройти через этот процесс. Ни одна страна не должна иметь право вето или принимать решения за других относительно их будущего».
* И просто, чтобы все главные новости понедельника свести в одну сводку, повторю новость, о которой ранее в понедельник написал отдельно - о дополнительной американской военной помощи Украине.
Телеканал CNN со ссылкой на четыре независимых источника, знакомых с ситуацией, сообщает, что в конце декабря администрация Джо Байдена без лишней огласки одобрила выделение дополнительных $200 миллионов на помощь Украине в сфере безопасности.
Пакет помощи включает поставку по большей части того же оборонительного оборудования, которое США уже предоставляли в прошлом, включая оружие и боеприпасы, защищенные радиостанции, медицинское оборудование, запасные части.
Администрация без широкой огласки уведомила Конгресс (как того требует закон) о предоставлении Украине дополнительной помощи в начале января.
Поставка помощи, вероятно, займет некоторое время - поставка дополнительной помщи на сумму $60 миллионов, санкционированная в конце августа, только сейчас близится к завершению, - сообщил CNN сотрудник Госдепартамента.
Представитель Госдепартамента сказал CNN:
«Я не буду вдаваться в подробности каждого транша и обновления помощи в сфере безопасности. Суть в том, что за последний год мы предоставили Украине больше помощи в сфере безопасности, чем когда-либо с 2014 года. Эти поставки продолжаются, они шли недавно, они шли в последние несколько недель, и в ближайшие недели планируется еще больше поставок».
Спасибо всем, кто прочитал. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга, помогайте друг другу. Здоровья всем.