«Новый срок станет для Сергея Мохнаткина смертным приговором» - Андрей Креков

«Новый срок станет для Сергея Мохнаткина смертным приговором» - Андрей Креков

Правозащитнику Сергею Мохнаткину, отбывающему срок в ИК-21 Архангельской области, грозит новый срок. По сведениям архангельского правозащитного портала 29.ru, в отношении Мохнаткина, который скоро должен выйти на свободу, возбуждено новое дело по части 1 статьи 321 УК (дезорганизация деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества). В последний раз оппозиционер, юрист Андрей Креков встречался со своим доверителем в субботу, 17 ноября.

Мохнаткин, который отбывает срок уже по третьему делу без выхода из колонии с 2014 года, должен скоро освободиться. Вы виделись с ним только вчера. Что вы можете сказать о состоянии его здоровья?

Андрей Креков: Он должен освободиться 30 ноября. Состояние здоровья у него очень плохое. Если он не освободится, как предусмотрено, то, скорее всего, умрет в заключении. Ему необходима медицинская помощь, которую ему не оказывают. И она не будет оказана в сегодняшней российской, тем более архангельской, пенитенциарной системе.

Мохнаткин получил перелом позвоночника в марте 2016 года при конфликте с сотрудниками ФСИН в колонии N 4 в Котласе. Медицинские проблемы связаны с этим переломом?

Теперь уже и не только с этим, хотя это основная проблема. Когда его заключали под стражу, рост Сергея был 170 см, а сейчас уже 157, то есть идет разрушение позвонков.

Появились сообщения, что в его отношении готовится новое дело, или даже два. 29.ru сообщает: «в региональном следкоме отметили, что дело принято к производству следственным отделом по Исакогорскому округу». Что вы об этом знаете?

Речь идет о двух делах. Два разных следственных отдела расследуют разные дела. Конечно, на самом деле, никаких поводов для дел нет. Я думаю, что это желание УФСИН, чтобы Мохнаткин не освободился живым, так как за время его нахождения в заключении очень грубо нарушались его права. Он был лишен всех тех прав, которые не подлежат ограничениям в условиях заключения. Обычные протесты в защиту собственных прав представляют преступлениями. На сегодняшний день у нас нет официальных документов о новых делах, единственное подтверждение по поводу того, что возбуждено дело по 321 статье, дали этому архангельскому правозащитному порталу. Статья 321 — это дезорганизация деятельности исправительного учреждения.

И про первое, и про второе дело у меня сведения от самого Мохнаткина. По первому делу к нему приезжала следователь из местного Плесецкого следственного комитета, где он отбывает наказание. Она проводила проверку по событиям 12 сентября, которые имели место во время суда по установлению административного надзора после освобождения (как пишет ОВД-Инфо, 12 сентября Мохнаткин почувствовал себя плохо, потребовал скорую и отказался от этапирования, а сотрудники колонии без предупреждения прервали речь Мохнаткина по видеоконференцсвязи, скрутили его, выволокли в коридор и сломали ему спину. УФСИН, в свою очередь, утверждает, что Мохнаткин нарушил правила этапирования). Процессуальных решений никаких принято не было, и неизвестно, на какой это все стадии.

По второму делу, как мне сообщил сам Сергей, 8 ноября к нему также приезжал следователь, но уже из Архангельска, вместе с защитником по назначению. Они пытались его допросить в качестве подозреваемого. Но так как я представляю его интересы, он написал ходатайство, чтобы все эти процессуальные действия проходили с моим участием. Больше ему ничего не сказали и никаких документов не предъявили. Официальных бумаг нет. Но на запрос одного интернет издания дали официальное подтверждение, что уголовное дело заведено.

Что ему грозит по новому делу?

По этой статье ему грозит до пяти лет. Его могут арестовать на выходе из колонии, у нас такое практикуется очень часто. Могут и в тюрьме. Если расследование будет в Архангельске, то его будет необходимо этапировать до окончания срока, и будет суд по мере пресечения. Это если они захотят его арестовать. Хотя статья до средней тяжести не предусматривает ареста (до вынесения приговора – RFI), и можно выбрать любую другую меру пресечения.

Когда вы собираетесь к нему и к какому времени относятся ваши сведения?

Я виделся с ним вчера. После некоторой шумихи к нему пару дней поездили проверки из Архангельска, из аппарата уполномоченного и из прокуратуры по надзору. Проверки были по обращению правозащитных организаций — в каком он состоянии, как он содержится. Тогда его на два дня стали выводить в дневной стационар. До этого ему отказывали в медицинской помощи, и хотя медики давали указания выводить его туда, чтобы он мог там лежать и получать хоть какое-нибудь лечение, ему это запрещали. Когда проверки прекратились, выводить опять перестали. Более того, вчера и меня пытались не допустить к нему.

С ним очень плохо. На самом деле, очень плохо. Если все это (приговор по новому делу) будет реализовано, это будет смертный приговор. Он не освободится живым. Они прекрасно знают о его состоянии здоровья. Мохнаткин — резкий критик власти, и достаточно серьезный, потому что у него нет ни «трешки» в центре Москвы, ни зарубежных счетов. То есть, это очень опасный критик. Если они реально хотят все это осуществить, это будет политическое убийство.

***

Сергей Мохнаткин был осужден на 4,5 года заключения за «избиение» двух сотрудников полиции во время акции «Стратегии-31» на Триумфальной площади в Москве. С декабря 2014 года он отбывал наказание в ИК № 4 в городе Котлас Архангельской области. Уже находящегося в заключении Мохнаткина в июне 2016 года городской суд Котласа осудил на 11 месяцев за оскорбление представителей власти. А 20 марта 2017 года — на два года колонии за дезорганизацию деятельности исправительного учреждения.