"О бюрократической бюрократии – 2" - Алексей Копытько

"О бюрократической бюрократии – 2" - Алексей Копытько

«Что делать и кто виноват».

Уже забыл о второй части проповеди, но за пару дней нападало много вопросов в духе «какие риски несут хаймарсы тем, кто их притащил в страну?». А тут новый пакет помощи США подоспел, где обозначено 18 новых установок (спойлер – они не приедут вот прям завтра, держите себя в руках). И новый поток «так шо там»?

Суть. Есть логика ведения войны с целью победы. А есть логика соблюдения законности в вакууме, особенно – когда речь идёт о расходовании бюджетных средств и использовании казённого имущества.

Львиная доля решений Минобороны по обеспечению ведения войны с самого начала принимается в поле толкования норм.

Эти решения законны. Но эти нормы будут толковаться какими-то людьми, когда горячей фазы войны уже не будет. И основания для принятия нынешних решений будут неочевидны, придётся каждый шаг пояснять и защищать.

По-хорошему, в конце февраля Министерство обороны должно было прекратить 80% своей активности. А масса телодвижений вообще не должна была начаться. Это было бы строго в рамках закона.

Всё должно было остановиться. Ибо экосистема норм, назовём её так, оставляла только один безупречный путь – ничего не делать и на каждом шагу отправлять письмо по кругу органов с вопросом – разъясните, как действовать? И закатывать глаза: как вы не знаете? Пробел/разночтения в нормативке? Какой ужас! Надо срочно исправить. Мы внесём это в план на 3-й квартал. А пока подождём. И немало людей взяло эту тактику на вооружение…

Поясню на примерах. Если кому-то покажется, что я сильно утрирую – это не так. Это – реальность.

Реальность работы с бюджетными средствами по установленным процедурам в действующем правовом поле.

1.Армии нужны танки. Генштаб обозначает потребность, ты начинаешь бегать по потолку и находишь танки у тех, кто готов их продать. Покупаешь, доводишь до ума, привозишь.

Но это только кажется, что ты молодец. На самом деле ты скорее всего серийный наноситель ущерба государственному бюджету. Бюджетный маниак можно сказать. Это пока не установлено, но дело за малым.

Во-первых, что значит, с хранения? То есть б/у? БЭ-УУ? Значит, за бюджетные деньги ты купил бэушный танк. У кого ты его купил? У посредника? У ПОСРЕДНИКА? Ну, и что, что производитель – Уралвагонзавод? Это ничего не меняет. Ты купил у посредника бэушный танк, при живом производителе, и отремонтировал его. Резинки поменял за бюджетные деньги? Кошмар! Если так сильно был нужен танк – надо было купить новый, сличив несколько предложений от производителей!

Вот тебе несколько статей за злостность и деяние организованной группой.

Заметьте – тут ни слова о суммах больше/меньше. Чистый поиск истины.

2. Армии нужны снаряды и мины. Много. Быстро.

Напрямую от производителя в воюющую страну желающих поставлять снаряды советского образца, мягко говоря, не очередь (очередь только жуликов – это да). Момент с хранением и посредником тот же.

Добавляем следующий элемент – сроки. Ибо война.

Зачем ты привёз эти снаряды от посредника, да ещё самолётом? Ведь если морем – выйдет дешевле. Да, дольше на месяц-другой. Но ведь дешевле!

Критерий «надо быстро, потому что люди умирают» - ну, такое…

3. Самое забавное. Хаймарсы, 155-мм и всякая другая красота.

А с какой стати вы вообще решили, что нужно везти 155-мм артиллерию? Ведь многие были против.

(это правда: часть тех, кто сейчас гордится успешным применением 155-мм артиллерии, в марте-апреле были КАТЕГОРИЧЕСКИ против, чтобы тащить ее в Украину. Решение бороться за 155-мм калибр - это чистый военно-политический волюнтаризм министра обороны Алексея Резникова).

Чем вы руководствовались? Какими доктринальными и нормативными документами предусмотрено наличие сотен стволов 7 видов 155-мм артиллерии в ЗСУ? А хаймарсов, марсов и млрс? Что значит, вы по ходу нашли законный механизм? Кто вообще принял на вооружение эти, как их, цезари? Это что вообще такое?

Горючее эти штуки потребляют? Штатное расписание у подразделения нетипичное? Их ещё и ремонтировать надо?! Т.е., бюджетные деньги они едят с особым цинизмом.

4. Вот вы притащили какой-то «эскалибур». А у нас есть ДКР (дослідно-конструкторська робота) с похожей концепцией, утверждённая в 1938 году решением пленума ЦК ВКП (б). 80 лет люди фундаментально трудились, ещё лет 15 – и у них был бы макет из глины в натуральную величину. А вы уничтожили перспективную работу, на которую потрачены миллионы миллионов! Злостное вредительство в особо крупных размерах с нанесением урона обороноспособности.

И т.д.

….

Подчеркну. Здесь речь не идёт о злоупотреблениях или их отсутствии. Минобороны – большая структура, даже чисто статистически должны быть жулики. Большие усилия вкладываются, чтобы их выявлять и выпиливать.

Просто вспомните ситуацию с раздачей автоматов и РПГ в конце февраля.

В логике отпора агрессору в Киеве нужно было раздать 20К автоматов. Что и было сделано. А черниговским и сумским фермерам – РПГ, из которых они набили кучу вражеской техники.

Но в логике некоторых органов, блюдущих закон – это (раздача оружия) злодеяние, участники которого должны быть строго наказаны.

Ибо должностные лица вероятно передали ценное имущество с нарушением установленных процедур и создали общественную опасность.

Это не преувеличение.

Как только враг от Киева сбежал, вернувшиеся из черновицко-мукачевских котлов начали попытки изловить «злодеев», раздававших оружие. Также у многих проснулось непреодолимое желание «подрулить» обороной, а ещё лучше – «помочь» с поставками через «надёжных людей»…

К счастью, большинство решений на уровне Кабмина и в парламенте проходят быстро и лояльно, действительно есть поддержка.

Но есть системные вещи, которые касаются не только Минобороны, а общих подходов к регулированию, и цепляют интересы многих структур. Финмониторинг, валютный контроль, таможенные пошлины, налоги и т.д. Антикоррупция, опять же.

Т.е., война не сильно развязывает бюджетно-процедурные руки в сфере обороны.

Ты можешь чуть быстрее принимать решения на свой страх и риск. Но это твой риск. При котором условный «хаймарс» может оказаться злодеянием. Потому что он потребил топливо, человеко/часы персонала. Которые можно было потратить на предусмотренные нормативными документами потребности. И ты будешь за это отвечать, вредитель эдакий…

Если субъективно, то я считаю одним из главных достижений команды Минобороны то, что в таких условиях ведомство не остановилось и держит очень высокий темп, перестраиваясь на ходу. Провисания неизбежно есть, ибо задач порядочно. А реформироваться во время войны – задача на любителя. Но никто не спихивает ответственность. Наоборот. Ищутся (и находятся) творческие ходы.

У россиян есть беглые подсказчики с широкими лампасами, которые в деталях знают, как должны проходить решения в оборонном ведомстве. Они могут прикинуть тайминг оборота бумаг по своему опыту. Думаю, они в недоумении. Ибо многие процессы работать не должны. А они работают.

Во многом потому, что министр популярно объясняет особо рьяным «подруливателям»: они могут взять на себя ответственность либо удалиться в сад до победы. Странно, но предпочитают в сад. Откуда брюзжат. Чем лучше ситуация на фронте – тем больше вещателей из сада.

В будущем нас ждёт увлекательная битва отцов и матерей победы. А также крушение иллюзий по поводу многих «героев».

Я уже завёл специальную книжечку, чтобы не терять нить.