Грузия столкнулась с проблемой массовой раздачи российских паспортов летом 2002 года. Я тогда ещё работал журналистом. Всю глубину проблемы я не понимал. Прояснил мне детально ситуацию приятель нашей семьи, который занимал один из высших постов в правительстве Автономной республики Абхазия в изгнании. Он после долгого объяснения сказал фразу: «понимаешь, это на десятилетия откладывает возможность разрешения конфликта. Мы если не сможем это пресечь, эти проблемы достанутся даже нашим правнукам».
Через несколько дней у Эдуарда Шеварднадзе (тогда он был ещё президентом Грузии) был традиционный брифинг для журналистов по понедельникам. После брифинга у журналистов всегда была возможность кратко поговорить с ним, записать синхрон, уточнить детали. Вопрос о паспортах ему задали и он очень обтекаемо ответил. И вот после брифинга когда я уточнял у него, что мы будем делать в ответ, Президент честно ответил - «будем работать с Западом, но результата вряд ли добьёмся. Они все равно раздадут паспорта».
Уже к осени в Абхазии российские паспорта имело почти 50 процентов населения, а в Самачабло (Южная Осетия) где то 40 процентов. А к 2006 году в Абхазии паспорта граждан России имело 98 процентов населения, а в Самачабло 95 процентов.
Думаю такие же темпы будут и на Донбассе. Следующее что сделают российские власти, это как тогда в начале 2000 ых годов на оккупированных грузинских территориях откроют специальные представительства, что бы жители оккупированных регионов могли получать Российские паспорта не выезжая за пределы Донбасса. Ещё раз подчеркну - откроют представительства которые будет раздавать паспорта на месте.
И это не потому что они заботятся о людях, а что бы ещё раз демонстративно показать что они хозяева положения.