Я не понимаю, как стыкуются между собой две мантры, постоянно звучащие от городских и областных властей в публичном пространстве.
«Необходимости в эвакуации Харькова нет» и «Старайтесь не покидать убежища без крайней необходимости» в разных вариантах, в том числе практически после каждого отбоя тревоги.
Ведь всем же уже понятно, что ситуация достаточно стационарна. Что угроза обстрелов и бомбежек в Харькове будет сохраняться до конца войны просто в силу географии. То есть это совсем не «день простоять и ночь продержаться». Нужно готовиться к тому, что это на месяцы.
И дальше мы возвращаемся очередной раз к моему постоянному вопросу «Зачем?». Если угроза настолько высока, что есть необходимость постоянно находиться в убежищах, то какой смысл тогда вообще сидеть в городе? Ведь сидя безвылазно в убежище никаких особых шансов делать что-то полезное нет. А то немногое, что вполне можно делать и в убежище, с тем же успехом можно делать и сидя в более спокойном регионе. И если мы считаем, что пребывание в городе само по себе несет такой высокий уровень опасности, тогда может быть разумнее на уровне городских и областных властей активно рекомендовать эвакуироваться? А если человек каким-то образом задействован в помощи обороне, в обеспечении жизнедеятельности города, в помощи нуждающимся в ней и т.д., то какой смысл его призывать к тому, что он физически не сможет сделать, не прекратив свое занятие?
При этом массовая централизованная эвакуация даже пяти наиболее пострадавших микрорайонов не проводится. Хотя в них уж точно пребывание связано с высоким риском. Там уже большинство оставшихся и так сидят по убежищам постоянно, а активно перемещаются только волонтеры, обеспечивающие всем необходимым. Причем волонтеры при этом постоянно подвергаются высокой опасности. Причем как минимум часть этих районов подвергаются регулярно не только обстрелам, туда еще и время от времени пытаются влезть российские военные. И в такие моменты мирное население еще и заметно мешает нашим военным. Казалось бы, уж эти микрорайоны точно нужно и можно эвакуировать. Но нет, эвакуацией занимаются в индивидуальном порядке волонтеры, а от города никаких системных шагов не видно. «Необходимости в эвакуации из Харькова нет!»
Эти два призыва еще как-то сочетались без особых противоречий в первые неделю-две. Когда многие действительно верили, что все закончится за считанные если не дни, то недели. Но теперь же вроде бы уже ни у кого из принимающих решения нет подобных иллюзий? Так какой смысл в том, чтобы фактически подталкивать людей сидеть месяцами в убежищах? Мне кажется, что самым правильным действием было бы следующее:
1) Централизованно эвакуировать полностью пять наиболее пострадавших и продолжающих постоянно получать урон микрорайонов.
2) Уведомить население и постоянной угрозе и о том, что скорее всего она продлится еще долго.
3) Предложить харьковчанам, не задействованным в полезной деятельности в связи с этими рисками эвакуироваться. Централизованно эвакуировать в другие регионы все убежища, включая метро. Оказать помощь в эвакуации всем желающим.
Давайте хотя бы во время войны относиться к харьковчанам не как в малым неразумным детям, а как к взрослым, людям, могущим брать на себя ответственность за свои действия, свой выбор и их последствия! Честное слово, за последние два месяца харьковчане заслужили такое отношение.