Доброго времени суток всем Друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США в течение последней недели.
На этот раз, поскольку читателям и слушателям, выходцам из бывшего ссср, и читателям и слушателям в Украине, в частности, более интересна тема «северного потока-2», чем внутриполитические события в США, в обзоре будет только одна тема (в конце еще коротко остановимся на последних данных, связанных с пандемией covid-19).
Несмотря на то, что, подчеркиваю это, в самих США тема северного потока-2, например, в телевизионных новостях полностью отсутствует, она не возникала в течение недели ни разу.
В США этой темой заняты политики и специалисты. Вот с мнением реального американского специалиста и хочется всех ознакомить.
* На сайте Atlantic Council опубликована большая статья Алана Райли (Alan Riley), ведущего эксперта Энергетического Центра Atlantic Council. Статья называется «Безумие газпрома: стремясь запустить «северный поток – 2», он может подорвать собственный доступ к рынкам ЕС».
Вот несколько пространных и наиболее существенных выдержек из этой статьи. Очень рекомендую ознакомиться с мнением реального эксперта по этому вопросу всем, особенно тем, кто любит повторять «все пропало» (впрочем, думаю, что те, кто любят повторять этот «лозунг», продолжат, к сожалению, делать это).
«После шести лет дебатов и разногласий по поводу «северного потока-2» строительство трубопровода сейчас близок к завершению. Теперь газпром хочет не только завершить строительство, но и быстро получить все разрешения регулирующих органов ЕС, чтобы трубопровод можно было ввести в эксплуатацию. Учитывая, что эти нормативные разрешения содержатся в основном в Газовой Директиве ЕС 2009 г. (Третий энергетический пакет) и вызывают ряд вопросов о том, как «северный поток-2» можно привести в соответствие с этой директивой, этот процесс может занять некоторое время. Какие бы решения ни были приняты регуляторным органом Германии и Европейской комиссией, вполне вероятно, что по крайней мере одно государство-член ЕС подаст иск в суды ЕС (очевидно, имеется в виду Польша - ИА».
«В этом году «Газпром» сократил поставки газа в Европу примерно на 20 процентов по сравнению с уровнем до пандемии. Это сокращение в сочетании с другими временными факторами, такими как низкие складские запасы и более высокий спрос в Азии, привело к резкому скачку европейских цен на газ до 10 долларов за миллион британских тепловых единиц (MMBtu), самых высоких цен, которые Европа видела за тринадцать лет. В то же время «Газпром» ограничил поставки на европейский рынок, и его руководители ясно дали понять, что, если «северный поток - 2» будет полностью разрешен, газ будет беспрепятственно течь через европейский континент.»
«Однако попытки газпрома получить (подобные) рычаги воздействия крайне неразумны. Во-первых, это упростит для противников трубопровода оспаривание разрешения на его использование. Например, будет легче поддержать аргумент о том, что газпром как владелец трубопровода представляет опасность для безопасности поставок в ЕС в соответствии со ст. 11 Газовой Директивы. Во-вторых, если газпром попытается заставить ЕС подорвать целостность его собственной правовой системы под угрозой экономического давления, это (само по себе) создает экзистенциальную угрозу, при которой у ЕС не будет другого выбора, кроме как сопротивляться. ЕС прежде всего основан на действии своей правовой системы, которая подкрепляется принципом единообразного применения законодательства ЕС. В-третьих, как и в случае с газовым кризисом 2009 года, эта попытка использования поставок российского газа в политических целях, вероятно, вызовет реакцию со стороны и США, и ЕС с целью повышения безопасности поставок в государства-члены ЕС, а также в соседние страны, такие как Украина».
Физическое завершение строительства трубопровода не означает, что трубопровод можно сразу ввести в эксплуатацию. Новые трубопроводы подпадают под действие ряда национальных и европейских законов, которые определяют, кто может владеть трубопроводом и как он должен эксплуатироваться. Ключевым законодательным актом является Газовая Директива ЕС 2009 года, которая в результате внесения поправок в законодательство, принятых в мае 2019 года, теперь также официально применяется к импортным трубопроводам, таким как северный поток 2.
Согласно поправке 2019 года, северный поток-2 в качестве нового трубопровода должен быть разделен, а это означает, что газпром не может одновременно владеть трубопроводом и (монопольно) качать газ через трубопровод, к которому должен быть предоставлен доступ третьим сторонам. Также должна быть прозрачность тарифов и цен.
Однако газпром выступает против разукрупнения трубопроводов, прежде всего потому, что не хочет предоставлять конкурентам доступ к своей инфраструктуре. газпром также будет сопротивляться правилам прозрачности цен, поскольку информация о ценах может быть использована для дальнейшего пересмотра цен в рамках существующих долгосрочных контрактов на поставку со многими другими его европейскими покупателями.
Если газпром желает избежать этих обязательств по либерализации, он должен подать заявку на освобождение в соответствии со статьей 36 Газовой Директивы. Однако в статье 36 четко указано, что освобождение может быть предоставлено только в том случае, если инвестиции увеличивают конкуренцию в поставках газа и повышают надежность поставок, и освобождение не должно наносить ущерб конкуренции или эффективному функционированию внутреннего рынка природного газа».
«Опасность (сп-2) для продолжения работы украинской транзитной системы очевидна. Более того, без значительного притока природного газа украинская сеть не будет оставаться технически или финансово жизнеспособной и в конечном итоге превратится в металлолом.
Следовательно, запуск северного потока-2 с намерением прекратить или значительно снизить роль Украины в транзите газа снизит надежность поставок».
«Как следствие, с потерей украинской транзитной сети, ЕС потеряет значительную страховку энергетической безопасности, которая определяется огромной пропускной способностью украинской транзитной сети, имеющей трубопроводы, способные пропускать 146 миллиардов кубометров и хранилища для 32 миллиардов кубометров газа. Такая емкость позволяет удовлетворить пиковый спрос, управлять нетипичными скачками предложения и поддерживать доступность возобновляемых источников энергии. Последний пункт особенно важен с учетом целей Зеленого курса ЕС и цели Комиссии ЕС по развертыванию большего количества возобновляемых источников энергии по всему континенту».
«Кроме того, трудно понять, как «северный поток-2» можно считать способствующим конкуренции, поскольку он укрепляет и без того доминирующее положение газпрома» в Центральной и Восточной Европе. Это подрывает конкурентоспособность перепродажи российского газа на рынках ЕС и Украины, подрывая украинский транзитный маршрут. И эффект потери этого маршрута, в дополнение к потере соединительных линий с запада на восток, заключается в том, что конкурентам будет намного сложнее выйти на газовый рынок в регионе, что приведет к фактическому разделению рынка Северо-Западной Европы от рынка Центральной и Восточной Европы»
«Еще одна проблема для «северного потока - 2» - это статья 11 Газовой Директивы. Она требует проведения для сертификации оценки того, ставит ли выдача сертификата под угрозу безопасность поставок в ЕС и страны-члены (в данном случае в Германию).
газпром, мягко говоря, много раз бросал вызов энергетической безопасности европейских государств за последние три десятилетия. Один эксперт выявил около сорока политически мотивированных отключений подачи газа из России в период с 1991 по 2004 год. С 2014 по 2015 год Россия пыталась прекратить поставки в Словакию, Венгрию и Польшу, чтобы предотвратить перепродажу российского газа по контрактам в Украину через реверсные поставки».
«Кроме того, в 2021 году «Газпром» стал работать за рамками своих традиционных моделей продаж, чтобы сократить поставки, чтобы заставить ЕС и его государства-члены согласиться на полное открытие «северного потока 2». Трудно спорить с тем, что газпром ставит безопасность поставок Германии и ЕС в целом под угрозу, когда он отказывается поставлять больше газа на рынок, где потребительские цены резко выросли».
«Возможность для газпрома уйти от применения правил ЕС по либерализации энергетики недавно подверглась еще одному удару из-за решения Европейского суда (CJEU) по апелляционному делу C-848 / 19P Германия против Польши по поводу газопровода OPAL, являющегося предложением «северного потока-1». Рассмотрев это дело, Европейский Суд постановил, что принцип солидарности, содержащийся в Статье 194 (1) Договора о функционировании Европейского Союза, имеет обязательную юридическую силу. Суд заявил, что дух солидарности между государствами-членами, упомянутый в этом положении, представляет собой конкретное выражение в области энергетики принципа солидарности, который сам по себе является одним из основополагающих принципов права в ЕС. В результате и статья 36, и статья 11 подчиняются принципу солидарности и должны толковаться в соответствии с этим положением. Необходимость принимать во внимание риски, связанные с разнообразием поставок и маршрутов, а также другие негативные последствия для других стран-членов ЕС, значительно затрудняет поиск путей (для сертификации и функционирования северного потока-2) через систему регулирования ЕС
Таким образом, «северный поток-2», вероятно, будет очень проблематичным для получения необходимых разрешений на эксплуатацию в ЕС в связи с правилами ЕС по либерализации энергетики, и газпром (своими действиями) делает этот путь еще более проблематичным, пытаясь манипулировать поставками газа, чтобы обеспечить получение всех необходимых разрешений для эксплуатации трубопровода».
«Чего газпром и кремлевские чиновники принципиально не понимают, так это того, что ЕС основан на праве. Он может эффективно функционировать только на основе единообразного применения его законов на всей территории ЕС. Недавний пример этого можно увидеть в напряженных переговорах по Brexit. Брюссель предоставил Лондону выбор: быть частью единого рынка и таможенного союза с полным применением правил ЕС или находиться за его пределами и рассматриваться как третье государство. Он не потерпит особого соглашения, согласно которому Соединенное Королевство будет иметь доступ к рынку, но не будет обязано соблюдать правила доступа на рынок, закрепленные в правовом порядке ЕС. Точно так же ЕС будет яростно сопротивляться такой наглой атаке на его правопорядок, которую газпром и кремль используют с помощью своей операции по увеличению газового (политического) давления. Даже если немецкий регулирующий орган уступит российским интересам и введет газопровод в эксплуатацию на полную мощность, у Европейской Комиссии? как хранителя договоров ЕС не останется иного выбора, кроме как оказать этому сопротивление, что будет поддержано многими государствами-членами и в конечном итоге поддержано Судом ЕС».
«Кремль невольно находится в процессе создания реальной угрозы для Европейского Союза, которая вынудит институты ЕС и государства-члены решительно противостоять ей. В ходе этого конфликта эксплуатация и функционирование «северного потока-2» - а также того, кто поставляет газ на европейский рынок - станут второстепенными вопросами по сравнению с поддержанием правового порядка ЕС, всей основы, на которой функционирует ЕС.
Помимо ожесточенного юридического сопротивления игре газпрома в рычаги оказания давления, для него также существует реальная опасность того, что, если эта операция по росту цены на газ будет продолжена, государства-члены ЕС будут стремиться окончательно устранить свою зависимость от российского газа. Публичная готовность Кремля манипулировать поставками газа и направлять цены вверх, чтобы протолкнуть свой любимый энергетический проект через правовой механизм ЕС, лишит Москву поддержки большинства ее оставшихся союзников.
Это также открывает перспективу действий ЕС при поддержке США, направленных на устранение газпрома как основного поставщика в Центральную и Восточную Европу и ограничение количества газа, который страны ЕС в целом получают от газпрома.
ЕС и США не составит труда совместно разработать двустороннюю стратегию в отношении газа и возобновляемых источников энергии. Первая задача - обеспечить Европу достаточными поставками реального газа от надежных поставщиков. Это потребует увеличения количества терминалов для приема сжиженного газа в портах, прилегающих к Балтийскому морю, дальнейшего расширения Балтийского трубопровода и реализации плана «Инициативы трех морей» для трубопровода Север-Юг. Кроме того, через украинско-польскую границу необходимо будет построить достаточные межсетевые соединения, чтобы Украина могла снабжаться газом, а страны ЕС имели бы полный доступ к огромным газовым хранилищам Украины.
Благодаря большему доступу к надежному газу можно было бы безопасно развернуть и расширить мощности возобновляемой энергетики в Центральной и Восточной Европе, особенно в Украине. По мере увеличения мощности возобновляемых источников, солнечная и ветровая энергия будут способствовать повышению энергетической безопасности региона, уменьшая зависимость от производства электроэнергии из российского газа. В то же время электроэнергетические сети по всему региону могут быть модернизированы для максимального использования возобновляемых ресурсов».
* И о пандемии.
- В течение последних семи дней в США зарегистрировано 358,914 новых случаев заражения коронавирусной инфекцией? или в среднем 15 новых случаев на 100 тысяч населения в день. Это рост на 172% за последние две недели. Число новых случаев заражения увеличилось за неделю на 139,903 или на 6 на 100 тысяч населения по сравнению с прошлой неделей.
- За последнюю неделю от осложнений коронавирусной инфекции умерли 2,261 американцев. Это примерно на 400 больше, чем неделей раньше.
- Наибольший рост числа заболевших по-прежнему наблюдается в «красных», республиканских штатах, где наименьшее число вакцинированных людей. Арканзас – в среднем 56 случаев в день на 100 тысяч населения; Луизиана – 52 случая в день на 100 тысяч населения; Флорида – 49 случаев в день на 100 тысяч населения; Миссури – 38 случаев в день на 100 тысяч населения
Более половины новых случаев заболевания вызваны «Дельта»-штаммом коронавируса, являющемся значительно более контагиозным, чем его изначальная версия.
- В стране по состоянию на вечер субботы полностью вакцинировано 162.4 миллионов человек (48.9% от всего населения). 187.6 миллионов американцев (56.5%) сделали по крайней мере первую из двух прививок от коронавируса. В среднем в течение последней недели делалось 537,109 прививок в день (чуть больше, чем неделей раньше).
Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга.