Доброго времени суток всем друзьям. Об основных событиях, которые были в центре внимания в США и в американских СМИ в течение последней недели.
* Неделя в США заканчивается очередным крайне печальным случаем стрельбы с многочисленными жертвами. В пятницу в городе Вирджиния Бич, штат Вирджиния с населением 400 тысяч человек, инженер городского хозяйства 40-летний ДеУайн Крэддок около 16 часов зашел в здание, в котором размещаются городские службы и в котором он работал, и открыл стрельбу, перемещаясь по трем этажам здания. В результате было убито 12 человек, все - коллеги террориста по работе, пятеро ранены. Террорист вступил в перестрелку с полицией и в результате этой перестрелки был смертельно ранен. Да, я знаю, что случаи массового убийства в результате того, что очередной желающий отомстить окружающим за свои проблемы открывает огонь, стремясь лшиить жизни как можно большее число людей, официальная статистика не относит к терактам, а относит к случаям mass shooting – массовой стрельбы. Однако предпочтительно вещи называть своими именами. Согласно официальной статистике, доступной доже в Википедии, в 2019 году, за пять месяцев, в США зафиксировано 148 случаев массовой стрельбы. Было убито 149 человек, ранено 585. Два из 148 случаев массовой стрельбы произошли в школах. Администрация Трампа и контролируемый республиканцами Сенат продолжают блокировать любые предложения об ограничениях на продажу и ношение огнестрельного оружия.
* Основной политической новостью недели в США стало выступление спецпрокурора Роберта Мюллера с десятиминутным заявлением в министерстве юстиции в среду.
- «Если бы у нас была уверенность, что президент определенно не совершил преступление, мы бы сказали об этом» - ключевые слова Мюллера.
- «Как говориться в обвинительном заключении утверждаенным большим жюри, офицеры российской военной разведки, провели организованную атаку на нашу политическую систему.
В обвинительном заключении утверждается, что они использовали разветвленные кибер-методы для взлома компьютеров и сетей, использовавшихся избирательным штабом Клинтон. Они похитили личную информацию, а затем распространили эту информацию через фальшивые интернет-аккаунты и через организацию WikiLeaks. Операция была разработана для того и рассчитана на то, чтобы вмешаться в наши выборы и нанести ущерб кандидату в президенты».
- «В заключение я повторю основное утверждение наших обвинительных заключений о том, что предпринимались многочисленные систематические попытки вмешаться в наши выборы.
Это утверждение заслуживает внимания каждого американца».
- Роберт Мюллер уделил большую часть своего выступления тому, почему в его отчете не делается вывод о виновности президента. Мюллер сказал, что давно действующие правила министерства юстиции запрещают предъявление действующему президенту обвинений в рамках уголовной юстиции, то есть они запрещают предъявление президенту обвинений федеральной прокуратурой с утверждением их в федеральном суде. Поэтому он и его сотрудники изначально не рассматривали даже теоретически возможность предъявления президенту обвинений или возможность объявления о том, что президент совершил преступление. Мюллер считает, что федеральный прокурор не имеет права утверждать, что кто бы то ни было совершил преступление, если у него нет возможности предъявить подозреваемому официальное обвинение с утверждением этого обвинения в суде. Спецпрокурор заявил, что Конституция предусматривает особый и единственный законный способ предъявления обвинений действующему президенту – через Конгресс. То есть, предъявить действующему предизенту обвинения можно только в порядке импичмента и единственной инстанцией, которая может это сделать, является Палата Представителей. Как и единственным судом, который может судить действующего президента по этим обвинениям является суд, в котором присяжными являются все 100 сенаторов.
- Спецпрокурор Роберт Мюллер заявил также, что не хотел бы выступать на слушаниях в Конгрессе, поскольку не может сказать ничего, кроме и сверх того, что уже написал в своем отчете. Мюллер также объявил, что подает в отставку, что офис спецпрокурора будет в самое ближайшее время закрыт, а он вернется к частной жизни.
* После выступления Роберта Мюллера с заявлением, в котором спецпрокурор сказал, что у него и его сотрудников не было оснований считать, что президент не совершил преступление, усилились требования членов Палаты Представителей от демократической партии к тому, чтобы начать слушания об инициировании процедуры импичмента Трампа. По состоянию на вечер пятницы с таким призывом выступили 50 законодателей-демократов, в том числе несколько председателей комитетов, и солидаризировавшийся с ними республиканский конгрессмен из Мичигана Джастин Амаш, единственный на сегодня республиканский законодатель, требующий импичмента прездинета.
О политической подоплеке импичмента я уже подробно писал. С одной стороны, все ближе ситуация, когда у демократов в Палате Представителей не будет иного выбора, кроме как начать процедуру импичмента. В отчете Мюллера четко описаны десять эпизодов препятствования презиедентом правосудию, заключавшегося в том, что Трамп то пытался уволить спецпрокурора, то ограничить сферу его расследования, то заставить бывшего генпрокурора Сешанса отказаться от самоотвода по руководству расследованием Рашагейта. Президент, демонстративно и нарочито препятствуя комитетам Палаты Представителей получить различные документы для проведения расследований различных сторон его деятельности, по которым имеются обоснованные подозрения о нарушении президентом законов и его финансовой зависимости от иностранных государтств, по сути науршает Конституцию, препятствуя Палате Представителей в осуществлении ее контрольных функций. Рано или поздно количество таких действий может перейти в качество, что приведет к началу слушаний по инициированию импичмента. Приведет ли это к отстанению Трампа от должности? Уже много раз говорил раньше и могу повторить еще раз: не верю в возможность такого развития событий ввиду того, что нет ни одного республиканского сенатора, который бы не поддерживал президента. Для признания президента виновным на судебном процессе в Сенате необходимы минимум 67 голосов, то есть необходимы голоса 20 республиканских сенаторов. Несколько дней назад республиканские сенаторы Грэм, Корнин и Тиллис заявили, что Сенат «быстро аннулирует» любые обвинения, которые может выдвинуть президенту в порядке импичмента Палата Представителей.
* Прошедшая неделя ознаменовалась большим скандалом после того как газета Уолл Стрит Джорнал, а затем и все остальные газеты сообщили о том, что перед визитом Трампа в Японию, где президент посещал базу американского военно-морского флота, Белый Дом отправил циркуляр тихоокеанскому командованию с требованием, чтобы во время пребывания Трампа на базе эсминец «Джон Маккейн», названный в честь адмиралов флота, отца и деда покойного сенатора Джона Маккена, был выведен в море с тем, чтобы президент, которого раздражает любое упоминание имени Маккейна, не мог видеть его. Эсминец находится на ремонте после столкновения, произошедшего в 2017 году и в море выведен быть не мог.
И.о. Министра обороны Шанахан, чтобы угодить Трампу, одобрил решение закрыть название корабля во всех местах, где президент мог бы его увидеть. Фотография с закрытым полотном брезента названием корабля, опубликовання Уолл Стрит Джорнал в среду, обошла затем практически все СМИ.
- В четверг Трамп заявил журналистам, что, хотя он не знал об этом плане, он «не большой поклонник» Маккейна, и тот, кто стоял за планом, действовал исходя из «благих намерений».
- Дочь сенатора Маккейна, телеведующая канала АВС Меган Маккейн заявила с экрана в четверг: «Невозможно пройти через процесс скорби, когда мой отец, который умер 10 месяцев, постоянно находится в цикле новостей, потому что президент настолько одержим тем фактом, что он никогда не станет таким великим человеком, как он. Действия президента имеют последствия. И когда вы неоднократно нападаете на моего отца и героев войны, это создает в армии культуру, в которой люди явно боятся указывать имя моего отца так или иначе. И я думаю, что он (президент) начал эту цепочку событий и действий. Если, не дай Бог, ты моряк на этом корабле, ты думаешь, что будет какое-то возмездие, и я думаю, что это ужасно. Я думаю, что это плохо для американцев, и я думаю, что мы действительно должны смотреть на ту культуру, которая создается».
В среду вечером Меган Маккейн, отвечая на сообщение Уолл Стрит Джорнал об инциденте с кораблем, написала в Твиттере, что Трамп - «ребенок, которому всегда будет угрожать великая, невероятная жизнь моего отца».
* На прошедшей неделе прозвучало как минимум три характерных заявления из уст ведущих республиканцев.
- Трамп заявил в четверг, отвечая на вопрос журналистки, что он думает о возможном начале процесса импичмента, что он «не знает, разрешит ли им суд» начать этот процесс. Президент продемострировал незнание Конституции, поскольку суд в процессе импичмента вообще никак не задействован. Импичмент и послудующий судебный процесс – исключительная прерогатива Конгресса, судебная власть в ней никак не участвует. За исключением того, что Председатель Верховного Суде председательствует на процессе в Сенате. Но никаких разрешений от судебной власти, никаких заключений с ее стороны процедура импичмента не требует.
- Лидер рсепубликанского большинства в Сенате Макконнелл, отвечая на вопрос, что будет делать Сенат, если в 2020 году, в год президентских выборов, умрет один из судейт Верховного Суда, ответил, ехидно ухмыльнувшись, что Сенат позаботится о том, чтобы заполнить освобдившееся место. В апереле 2016 года президент Обама номирировал на освободившееся в Верховном Суде место после смерти судьи Скалии, председлателя федерального апелляционного суда в Вашингтоне Гарлада. Республиканское большинство в Сенате даже не стало, однако, рассматривать вопрос об утверждении судьи. Как заявил тогда Макконнел, в год выборов это невозможно, поскольку «свое слово должен сказать американский народ». Очевидно, мнение Макконнелла изменилось и что скажет американский народ в 2020 году, его теперь не интересует, поскольку в Белом Доме республиканский президент.
- Генпрокурор Барр заявил в интервью каналу CBS, что не согласен с юридическим подходом и многими оценками спецпрокурора Мюллера, а также, что у него есть сомнения по поводу законности начала расследования Рашагейта и что нужно «расследовать расследование».
* Трамп заявил в четверг о том, что вводит с 1 июня 5% тариф на весь импорт из Мексики. С 1 июля тариф составит 10% и далее будет повышаться на 5% каждый месяц, пока не дойдёт до 25% 1 октября. Трамп ставит условием отмены тарифов принятие Мексикой мер по исключению прохода через ее территориею иммигрантов, направляющихся из Сальвадора, Гондураса и Никарагуа в США. Мексика является крупнейшим торговым партнером США. Особую роль играет производство в Мексике автомобилей и их узлов для экспорта в США японскими и южнокорейскими автопроизводителями. Со ссылкой на источники из Белого Дома сразу несколько изданий сообщают, что Трампа подталкивал к этой идее его старший советник по политическим вопросам Стивен Миллер, который хотел бы вообще фактически запретить иммиграцию в США. Миллера поддерживали в этом и.о. руководителя аппарата сотрудников Белого Дома Малвени и главный экономический советник президента Наварро. В то же время торговый представитель США Лайтхайзер предупреждал Трампа, что такое решение значительно осложнит ратификацию в Палате Представителей нового торгового соглашения USMCA между США, Канадой и Мексикой. Лайтхайзер вел в течение последнего времени переговоры с лидерами демократов о том, чтобы Палата ритифицировала это соглашение. Теперь рассмотрение его ратификации почти наверняка будет отложено. Министр финансов Мнучин предупреждал Трампа, что тарифы на импорт из Мексики приведут к падению рынка (что и произошло в четверг).
Трамп неоднократно делал совершенно ложные заявления о том, что тарифы платят Китай, Мексика и т.д. Это не соответствует действительности. Тарифы ударяют исключительно по кошелькам американских потребителей, которые вынуждены покупать импортные товары по более высоким ценам, включающим тарифы, введенные президентом. После введения 25% тарифа на практически весь импорт из Китая многие СМИ сообщили оценку – каждой американской семье президентские тарифы обойдутся в среднем в $2400 в год. Тарифы на импорт из Мексики существенно увеличат эту цифру. Кроме автомобилей и комплектующих к ним, США, например, импоритируют из Мексики очень много овощей и фруктов.
* В четверг, 30 мая, председатель комитета по иностранным делам Палаты Представителей демократ Элиот Энгел, его заместитель республиканец Майкл Маккаул, конгрессмены демократ Билл Кеатинг и республиканец Адам Кизингер внесли на рассмотрение Палаты Представителей законопроект H.R.3047 О поддержке Украины в защите ее независимости, суверенитета и территориальной целостности. Законопроект предусматривает передачу и продажу Украине вооружений, включая противотанковые, противокорабельные и противовоздушные системы, оказание Украине помощи в области кибербезопасности и предоставление Украине статуса важнейшего союзника США вне НАТО, который должен быть предоставлен Украине до ее вступления в альянс. Законопрокет был тут же направлен спикером Нэнси Пелоси для рассмотрения в комитет по иностранным делам, руководители которого являются инициаторами законопроекта.
У меня нет сомнений в том, что Палата Представителей с ее демократическим большинством примет законопроект (помешать этому может только гипотетическое изменение курса Украины ее новым президентом). Далее он поступит на рассмотрение в Сенат. А что будет дальше, предсказывать не берусь. И вот почему. 21 сентября 2016 году Палата Представителей Конгресса 114-го созыва практически единогласно приняла закон О поддержке стабильности и демократии в Украине и поддержке Украины. Затем Конгресс ушел на предвыборные каникулы. Сенат должен был рассмотреть этот законопроект после выборов. Но после того как 8 ноября 2016 года президентом был избран Трамп, лидер республиканцев в Сенате Макконнелл не поставил этот законопроект в повестку дня. Видимо не хотел раздражать новоизбранного президента новыми санкциями против России. Законопроект пропал в день истечения полномочий Конгресса 114-го созыва 3 января 2017 года. И вот именно поэтому предсказать, что сделает Макконнелл с нынешним законопректом H.R.3047, когда он поступит на рассмотрение в Сенат, сказать сложно. Однако всегда хочется надеяться на лучшее, пока оно остается возможным.
Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели.