Доброго времени суток всем Друзьям. Об основных событиях, находившихся в центре внимания в США в течение последней недели.
* Америка бурлит. Вся страна охвачена протестами против расизма и полицейского произвола. Президент еще в понедельник подлил масла в огонь. Приказав ввести в Вашингтон силы военной полиции, приказав лояльным ему республиканским губернаторам некоторых штатов направить в столицу подчиненные им подразделения национальной гвардии, приказав генпрокурору Барру направить в Вашингтон охранников федеральных тюрем из нескольких «красных», республиканских штатов, приказав в понедельник силой разогнать демонстрантов из Лафайет парка с использованием слезоточивого газа, резиновых пуль, светошумовых гранат и конной военной полиции, назвав американские города «пространством сражений», приказав обнести прилегающую к Белому Дому парковую территорию по всему периметру забором высотой 2.5 метра, поставив за этим забором бетонные блоки и кого-то в военной форме без опознавательных знаков. Такие же люди в военной форме без опознавательных знаков в течение нескольких дней блокировали Мемориал Линкольна. Все это подлило в огонь даже не масло, а бочки горючего. Демонстрации только усилились, в них стало принимать участие больше людей.
- В субботу снова прошли демонстрации по всей стране. В Вашингтоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Чикаго, Филадельфии, Атланте и десятках других городов прошли массовые демонстрации. В Вашингтоне более десяти тысяч людей участвовали в демонстрации у выставленного Трампом забора у Лафайет парка и у Мемориала Линкольна. В колонне демонстрантов шла мэр столицы Муриэл Боусер. «Сегодня мы говорим «нет», - сказала мэр, выступая перед демонстрантами, - «В ноябре мы скажем наше следующее слово». Мэр Боусер призвала губернаторов штатов, силы национальной гвардии которых были переброшены в Вашингтон, вывести их оттуда. Демонстрация в Вашингтоне прошла мирно. Не было сообщений и о каких-либо эксцессах в субботу в других городах.
* Трамп отметился на прошедшей неделе минимум шесть раз действиями, которые заслуживают внимания.
- В понедельник он потребовал использования американских вооруженных сил против демонстрантов и пригрозил послать их в разные города, чтобы они «доминировали на улицах», воспользовавшись законом о восстании 1807 года.
- В понедельник Трамп также поговорил по телефону с путиным.
- А в пятницу стало известно, Трамп принял решение отправить домой треть из 34,500 американских военнослужащих, находящихся в Германии. Без консультаций с Германией. Без консультаций с союзниками по НАТО. Без консультаций с Конгрессом.
- В понедельник Трамп сфотографировался с перевернутой вверх ногами Библией в руке возле Церкви Святого Джонса, находящейся рядом с Лафайет парком в Вашингтоне. Ради того, чтобы пройти пешком в сопровождении министра обороны, председателя объединенного комитета начальников штабов и генпрокурора к церкви через Лафайет парк, он и приказал зачистить силой парк от демонстрантов. Архиепископ Епископальной церкви (которой принадлежит Церковь Святого Джонса) Грег Брювер, назвал поступок Трампа «богохульством в реальном времени).
- Во вторник президент продолжил «паломничество» по религиозным местам Вашингтона, отправившись в мемориальный комплекс папы Ионна Павла II и сфотографировавшись там вместе с женой у памятника Иоанну Павлу II. Католический архиепископ Вашингтона Уилтон Грегори в связи с этим заявил: «Я нахожу неправильным и предосудительным, чтобы любой католический объект позволил бы настолько вопиюще злоупотреблять и манипулировать собой таким образом, что при этом нарушаются наши религиозные принципы, которые призывают нас защищать права всех людей, даже тех, с кем мы могли бы не согласиться. Святой Папа Иоанн Павел II был горячим защитником прав и достоинства человека. Его наследие ярко свидетельствует об этой истине. Он, конечно, не одобрил бы использование слезоточивого газа и другие средства устрашения, чтобы заставить замолчать, разогнать или запугать людей для возможности сфотографироваться перед местом поклонения и мира».
- В пятницу Трамп провел пресс-конференцию, на которой объявил, что с пандемией коронавируса «в основном покончено», а в мае было создано 2.5 миллиона новых рабочих мест, и безработица уменьшилась. Заодно заметив, что Джордж Флойд «там, наверху, должен быть счастлив тому, что происходит сегодня».
* С созданием рабочих мест и уменьшением безработицы, правда, вышел конфуз. В пятницу вечером Вашингтон Пост, CNN и еще ряд изданий сообщили, что с этим все не так просто. Да, в мае 2.5 миллиона людей вернулись на работу. Но другие 2.8 миллиона людей в том же мае потеряли работу в частном секторе. И министерство труда само сообщило, что сделало ошибку в расчетах, и безработица на самом деле выше объявленных в пятницу утром 13.3%. Бюро статистки занятости заявило, что работает над устранением проблемы. Как пишет Вашингтон Пост, «В специальном пояснении говорилось, что, если бы этой «ошибки неправильной классификации» не произошло, «общий уровень безработицы был бы примерно на 3% выше, чем сообщалось», то есть уровень безработицы в мае составил бы около 16.3 процента. Но это все равно будет улучшением по сравнению с уровнем безработицы в апреле, составлявшим примерно 19.7 процента, с применением тех же стандартов». В любом случае, безработица в США сейчас самая высокая после Второй Мировой Войны.
* Неделя ознаменовалась еще одним знаковым событием. Недовольство действиями президента, особенно его желанием использовать армию против демонстрантов высказали немало отставных генералов, в том числе занимавших высшие командные должности в армии. В том числе против Трампа очень резко выступили два отставных генерала, работавших в его администрации - бывший министр обороны Джеймс Мэттис и поддержавший коллегу бывший министр внутренней безопасности и бывший руководитель аппарата Белого Дома Джеймс Келли.
- Ключевые слова Мэттиса: «Дональд Трамп - первый при моей жизни президент, который не пытается объединить американский народ – он даже не делает вид, что пытается. Вместо этого он пытается разделить нас. Мы являемся сейчас свидетелями последствий этих трех лет его преднамеренных усилий. Мы наблюдаем последствия трех лет без зрелого руководства. Но мы можем объединиться без него, опираясь на сильные стороны нашего гражданского общества. Это будет непросто, как показали последние несколько дней, но мы в долгу перед нашими согражданами: прошлыми поколениями, которые заплатили кровью, чтобы защитить наше будущее и перед нашими детьми».
* Нужно было видеть реакцию республиканских сенаторов, когда их спрашивали журналисты в Капитолии, как они относятся к тому, что Трамп пошел фотографироваться к церкви и к словам Мэттиса. Два вида ответов были стандартными. Один, как у лидера республиканцев в Сенате Макконнелла – гордо и молча пройти мимо журналистов, «не заметив» их. Другой – сказать: «Не знаю, я не видел» или «Я был очень занят и еще не читал». Исключения – сенатор Ромни, который хотя «явления» Трампа у церкви «не видел», но генерала Мэттиса «очень уважает как патриота» и сенатор Мурковски, которая к уважению по адресу Мэттиса добавила, что для нее будет очень трудным принятие решения о том, будет ли она поддерживать переизбрание Трапма.
* Как сообщают CNN и NBC News у Трампа произошли серьезные трения с министром обороны Эспером и председателем объединенного комитета начальников штабов генералом Милли. Оба они возражали в понедельник на совещании в Белом Доме против использования военных для разгона демонстрантов как в Вашингтоне, так тем более и в других городах. Трамп требовал разместить 10 тысяч военных немендленно. Возражения Эспера м Милли стали еще более существенными после того как военная полиция зачистила Лафайет парк в понедельник. Уже во вторник Эспер созвал пресс-конференцию, на которой заявил, что он настаивает на том, что армия должна быть вне политики и что он возражает против использования закона о восстании 1807 года для того, чтобы направить армию на разгон демонстраций в разные города страны. Эспер также пытался отмежеваться от фотографирования с президентом у церкви Святого Джонса, заявив, что «не знал, куда мы идем с президентом». Милли, как выяснилось, во вторник разговаривал с лидером демократов в Сенате Чаком Шумером, а в среду – со спикером Палаты Представителей Нэнси Пелоси, информируя их о своей позиции – армия не должна вмешиваться в политику и использоваться внутри страны. При этом, как сообщалось, Трамп был очень недоволен и Эспером, и Милли, и их будущее в связи с этим может оказаться под вопросом.
* Чтобы в особенности те, кто не живут в США лучше представляли себе наши реалии, я хотел бы привести несколько цитат из статей в газете Нью-Йорк Таймс лауреата Нобелевской премии по экономике Пола Кругмана и трижды лауреата Пулитцеровской премии Томаса Фридмана, и из статьи в журнале Атланик Энн Аппельбаум.
* Пол Кругман. 4 июня. Статья «Дональд Трамп – не Ричард Никсон».
«Дональд Трамп, кажется, намеренно ссылается на наследие Никсона, твитя «ЗАКОН И ПОРЯДОК!» в очевидной надежде, что это волшебным образом спасет его политические состояние.
И учитывая решимость Трампа разместить войска на улицах американских городов, вполне вероятно, что в какой-то момент могут быть расстреляны ни в чем не повинные гражданские лица.
Но Дональд Трамп - не Ричард Никсон - он намного, намного хуже. И Америка-2020 - это не Америка-1970: мы во многих отношениях лучшая страна сегодня, чем тогда, но наша демократия сейчас гораздо более хрупкая из-за полной коррумпированности республиканской партии.
Никсон, однако, похоже, не был трусом. На фоне массовых демонстраций он не укрылся в бункере, отважившись на выход только после того, как его подручные отравили газом мирных демонстрантов и выгнали их из Лафайет парка. Вместо этого он вышел и говорил с протестующими у Мемориала Линкольна.
И хотя его политическая стратегия была циничной и безжалостной, Никсон был умным, трудолюбивым человеком, серьезно относившимся к работе президента.
Его политическое наследие было удивительно позитивным - в частности, он сделал больше, чем любой другой президент, до или после него, чтобы защитить окружающую среду (Никсон создал Агентство по охране окружающей среды – И.А.). До того, как Уотергейт поглотил его, он работал над планом по расширению медицинского страхования, который во многом был прообразом Obamacare.
Трамп не Никсон. И страна, над которой он пытается доминировать - его любимое слово - тоже совсем другая.
Хорошая новость заключается в том, что Америка сегодня является гораздо менее расистской, гораздо более терпимой страной, чем в 1970 году. Примечательно, что многочисленные опросы показывают, что большинство американцев одобряют протесты, вызванные смертью Джорджа Флойда, и решительно осуждают реакцию Трампа.
Это не означает, что системный расизм исчез - это далеко не так. Но большинство американцев готовы признать, что расизм является реальным и рассматривать его как проблему, решение которой представляло бы собой огромный моральный прогресс. «Молчаливое большинство» Никсона теперь является шумным меньшинством.
Но это очень опасное меньшинство. Хотя мы, как я уже сказал, во многих отношениях лучшая страна, чем мы были раньше, мы также являемся страной, в которой верховенство закона и демократические ценности находятся под серьезной угрозой.
В этот момент легко и с тревогой можно увидеть, как Соединенные Штаты могут пойти по пути, уже пройденному Венгрией, превратившись в демократию на бумаге, но на практике в авторитарное однопартийное государство. И я не говорю о далеком будущем: это может произойти в этом году, если Трамп выиграет выборы - или даже, потенциально, если он проиграет, но откажется принять результаты.
И причина, по которой демократия находится под угрозой, под которой она никогда не была при Никсоне, заключается не просто в том, что Трамп – худший человек, чем когда-либо был Никсон; но тем фактом, что у него есть так много возможностей.
Авторитарные инстинкты Трампа, его восхищение иностранными «сильными людьми» и зависть к ним, его желание милитаризировать силы правопорядка давно были очевидны. Однако эти вещи не имели бы большого значения, если бы республиканская партия все еще была институтом, которым она была в 1970-х годах, - большой палаткой, в которой было место разнообразным взглядам, представленных в Сенате многими людьми с реальными принципами. Это были люди, готовые сместить президента, когда он предал свою присягу, даже если он был республиканцем.
Однако современная республиканская партия ничего общего с той республиканской партией не имеет. Многие из ее ведущих фигур - такие люди, как сенатор Том Коттон - настолько же авторитарны и антидемократичны, как и сам Трамп.
Остальные, за очень редкими исключениями, являются верными аппаратчиками, запуганными и послушными своей базе. Эта база получает информацию от канала Фокс и из Фейсбука и в основном живет в альтернативной реальности, в которой протестующие, мирно протестующие против жестокости полиции, на самом деле являются радикальной ордой, которая в любую минуту начнет насильственное восстание.
Дело в том, что сегодняшняя республиканская партия не будет возражать против захвата власти трампистами, даже если это будет военный переворот. Наоборот, партия поддержит это.
Суть в том, что хотя параллели с эпохой Никсона очень реальны, но между сегодняшним и тогдашним временем есть важные различия - и различия не обнадеживают. Во многих отношениях мы лучшая страна, чем мы были раньше, но мы находимся в тяжелом политическом положении, потому что одна из наших двух основных партий больше не верит в американскую идею».
* Томас Фридман. 2 июня. Статья «Америка, мы ломаем ее, она ушла».
«Я вовсе не уверен, что мы сможем провести свободные и справедливые выборы в ноябре или осуществить мирный переход президентской власти в январе. Мы движемся к культурологической гражданской войне, только в этот раз нам не повезло: Авраам Линкольн не является президентом
Вместо этого у нас есть Дональд Трамп, человек, чей первый инстинкт, когда страну разрывают на части, заключается в том, чтобы травить мирных демонстрантов слезоточивым газом и зачистить от них проход, чтобы он мог идти в ближайшую церковь только для фотографирования на улице с Библией. Он не открыл эту Библию, чтобы прочитать исцеляющий отрывок. Он не вошел в церковь, чтобы провести исцеляющий диалог. Он позировал фотографу, чтобы привлечь поддержку белых евангелистов. Трамп держал Библию перевернутой».
«Три года назад я мог надеяться, что республиканцы в Сенате вмешаются и сдержат Трампа. Но теперь мы все знаем лучше. Республиканская фракция в Сенате сегодня - не что иное, как политический бордель. А Митч Макконнелл - это его мадам. И Макконнелл и его фракция сдают себя на одну ночь тем, кто будет активизировать базу республиканцев, чтобы удержать их у власти и обеспечить экономические выгоды для своих самых богатых финансовых доноров».
* Энн Аппельбаум. Статья «История будет судить тех, кто замешан». Опубликована на сайте Atlantic в субботу. Очень большая и очень интересная статья с экскурсами в историю. Я привожу только три маленьких отрывка.
«Трамп построил кабинет и администрацию, которые не служат ни обществу, ни его избирателям, а скорее его собственным психологическим потребностям и интересам его друзей на Уолл-стрит и в бизнесе, и, конечно, его собственной семье. Его снижение налогов несоразмерно более выгодно богатым, а не рабочему классу. Его мелкий экономический бум, призванный обеспечить его переизбрание, стал возможен благодаря огромному бюджетному дефициту, о котором когда-то республиканцы утверждали, что он является огромным бременем для будущих поколений. Он делал все, чтобы демонтировать существующую систему здравоохранения, не предлагая ничего лучшего, как он обещал, и число незастрахованных людей выросло. Он все это время он раздувал и поощрял ксенофобию и расизм как потому, что считал их политически полезными, так и потому, что они являются частью его собственного мировоззрения».
«Что еще более важно, он властвует действуя вопреки и по невежеству не зная американской конституции, в частности, объявляя уже третий год своего пребывания на посту, что он имеет «полную» власть над штатами. Его администрация не просто коррумпирована, она также враждебна к сдержкам, противовесам и верховенству закона. Он создал протоавторитарный культ личности, увольняя или понижая в должности тех, кто противоречил его утверждениям фактами и доказательствами - с трагическими последствиями для общественного здравоохранения и экономики».
«Его внешняя политика никогда не служила каким-либо интересам США. Хотя некоторые из министров кабинета Трампа и его последователей в медиа пытались представить его как антикитайского националиста, и хотя внешнеполитические комментаторы из всех точек политического спектра, как ни удивительно, принимали эту история, не подвергая ее сомнению, истинный инстинкт Трампа всегда был на стороне иностранных диктаторов, в том числе президента Китая Си Цзиньпина. Один бывший чиновник администрации, который видел, как Трамп взаимодействовал с Си, а также с российским президентом Владимиром путиным, сказал мне, что это похоже на то, как маленькая знаменитость встречается с большой знаменитостью.
Трамп не говорил с ними как представитель американского народа; он просто хотел, чтобы их аура - абсолютной власти, жестокости, славы перешла на него и усилила его собственный имидж. Это тоже имело фатальные последствия. В январе Трамп поверил на слово Си, сказав, что COVID-19 находится «под контролем», так же, как он верил северокорейскому диктатору Ким Чен Ыну, когда подписывал соглашение о ядерном оружии. Заискивающее отношение Трампа к диктаторам является его идеологией в ее самом чистом виде: он сначала удовлетворяет свои собственные психологические потребности; но о стране он думает в последнюю очередь. Истинная природа идеологии, которую Трамп привнес в Вашингтон, была не «Америка прежде всего», а скорее «Трамп прежде всего».
* Возможно, самым большим оптимистом на этой неделе был в США Джо Байден, который, выступая во вторник в Филадельфии, сказал: «Мы - страна, страдающая от боли, но мы не должны позволить этой боли уничтожить нас. Мы страна в ярости, но мы не можем позволить нашей ярости поглотить нас. Мы истощенная страна, но мы не позволим нашему истощению победить нас.
Как президент, я беру на себя обязательство быть лидером во всех этих вопросах и выслушать вас. Потому что я искренне верю в своем сердце, что мы можем победить. И когда мы будем наконец вместе, как Единая Америка, мы станем сильнее, чем раньше.
Так протянем руки друг к другу. Поговорим друг с другом. И, пожалуйста, пожалуйста, позаботьтесь друг о друге.
Это Соединенные Штаты Америки. И нет ничего, что мы не смогли бы сделать. Если мы сделаем это вместе».
Спасибо всем, кто прочитал. Всем желаю здоровья, хорошего воскресенья и хорошей следующей недели. Берегите себя и своих близких. Берегите друг друга.