«Я слышу музыку у себя в наушниках», – сказал Зеленский на конференции в Мюнхене. И стоило бы добавить: «И я вижу свет! Аллилуйя! Свет мира на Донбассе! Сивохо, брат мой, уже несет его туда, а святой Ермак благословляет его». Но президент поскромничал и не добавил. Эта музыка в наушниках президента будет вечной. Если, конечно, народ Украины не сменит батарейки. А вообще - немцы правы. Музыка ли играет в ушах Зеленского или идет синхронный перевод – какая разница?
Евросоюз переживает не самые простые времена, и Мюнхенская конференция вместе с ним. И то и другое становится площадкой для российских спецопераций. В частности, плана «12 шагов», который то исчезал, то появлялся на сайте конференции и столах участников.
Ситуация с этим планом стала иллюстрацией к растяжке европейских политических элит. С одной стороны, мы признаем, что Россия – один из главных вызовов, что она угрожает нам милитарно, что она подрывает нас изнутри, финансируя протестные движения и вербуя политиков – от маргиналов до президента Макрона. С другой стороны – это газ, это огромный рынок, и это опасный противник. Гораздо выгоднее нам не бороться с безумным карликом, а торговать, пусть это и называют ползучей капитуляцией? Тем более, что смешной парень, которого это касается напрямую, сам хочет с карликом поскорее замириться. Но вот сам ничего толком не предлагает. А здесь содержательный план, «12 шагов», пожалуйста, все четко и понятно.
С планом все сразу становится понятно, если упомянуть, что происходящее на Донбассе, начиная с 2014 года он трактует как «карательные операции». Прямым текстом план предлагает модерировать украинскую идентичность на основе пожеланий России в вопросах истории, языка и национальной памяти. Также план советует готовить почву для снятия санкций с РФ, запускать с ней свободную торговлю и т.д. и т.п. Это план российского протектората над Донбассом, а затем и над всей Украиной.
План заведомо неадекватный, гротескный. МИД заявляет, что план «не соответствует официальной позиции украинского государства» и является «частной инициативой неравнодушных политиков и экспертов». Зеленский на вопрос о плане говорит буквально следующее: «Я всегда немного обижаюсь, когда что-то решается за нашей спиной. Вот вы говорите о плане, который представили в Мюнхене. А нас кто-то спрашивал об этом плане вообще?!». Вас, Владимир Александрович, может, и не спрашивали. А вот Ермака, похоже, таки да, спрашивали. И он таки против не был. Потому что украинская делегация знала о презентации плана заранее. И в беседах с журналистами оффрек члены делегации сообщали о появлении «очень контраверсийного плана».
Логично предположить, что если кто-то из руководства страны был резко против плана, то требование не публиковать его на конференции могло быть выдвинуто украинской стороной заранее по дипломатическим каналам. Однако этого не произошло. Что дает основания подозревать пассивное соучастие – как в случае с президентом СССР Горбачевым во время путча 1991 года. Хотите – делайте, но если что – я не с вами. Эти подозрения перерастают в уверенность, когда обнаруживается, что отдельные пункты плана понятийно совпадают с инициативами Ермака. Например, создание «зоны свободной торговли с ЕС и Россией» на Донбассе. Не тот ли это «экономический хаб», который собрался создавать Ермак после выборов в ОРДЛО? И не стоит ли расценивать заявление Зеленского о создании «фонда мирового уровня» «для восстановления инфраструктуры Донбасса» как прелюдию к зонам свободной торговли и хабам?
Или «новый национальный диалог по проблемам идентичности», в котором «должны (интересная модальность, да?) принять участие лидеры общественного мнения, ведущие ученые и всемирно известные эксперты». Сильно ли этот «диалог» отличается от «Национальной платформы примирения и единства», которую Сивохо будет презентовать 19 февраля? Эта платформа, по словам советника секретаря СНБО, тоже создается для «поиска диалога на пути к миру». Так вот разные ли это диалоги – диалог Сивохо и диалог плана «12 шагов»? Подозреваем, что нет. Тем более, что Сивохо, как известно, идет даже дальше, говоря, что для возвращения Донбасса необходимо, «как в семье, научиться понимать, прощать и просить прощения» у проживающих там людей.
«А за что просить прощения?», - спросит непонимающий читатель. У Сивохо об этом умалчивается. «А за карательные операции», - восполняет пробел план «12 шагов». Пазл сложился.
Зачем русские вбрасывают план, понимая его нереалистичность? Кремль не стоит недооценивать, в украинском вопросе они всегда играют комплексную многоходовку. Этот вброс – и демонстрация силы, смотрите, мы манипулируем повесткой главных европейских форумов, покупаем их руководителей. А вы что можете? И второе очевидное – принцип «требуй большего, чтобы получить меньшее». Компромисс по-русски. Смещение границы нормы неадекватными требованиями. Потом «уступки» по такому плану дадут возможность Ермаку объявить чуть ли не о победе. Как это было с формулой Штайнмайера.
Порошенко эти особенности русской дипломатии понял очень быстро, что признают сами русские. «Несмотря на официальное признание договоренностей, Порошенко подписывал Минские соглашения не для того, чтобы их выполнять. Минские соглашения нужны были Киеву не для того, чтобы на тяжелых условиях получить слабый контроль над Донбассом в течение 2015 года, как это предполагалось текстом Комплекса мер. Соглашения позволяли Порошенко достичь ряда ситуативных и стратегических целей. Они снизили риски масштабного военного конфликта с Россией, позволили избежать военного поражения в Донбассе, перевели противостояние в фазу низкой интенсивности, а также установили прямую связь между отменой западных секторальных санкций и возвращением границы под украинский контроль».
Это пишет не пресс-служба «Европейской солидарности», а один из идеологических штабов РФ – Центр политической конъюнктуры помощника Суркова – Алексея Чеснакова. Сами русские признают, что их политически переиграли, заручившись поддержкой Запада.
Но на смену Порошенко приходит Зеленский, который готов, как честно пишет Чеснаков, «на тяжелых условиях получить слабый контроль над Донбассом». Зеленский на все согласен, и все бы давно отдал. Но могут изнутри снести. И поэтому он просит – сначала контроль над границей, потом выборы. Нет, говорят добрые глаза Путина. В Мюнхене Зеленский заявляет, что готов к совместным патрулям, но только не к прямым переговорам с ЛДНР. Собственно, это уже почти туше. Потому что кто еще может делегировать «патрульных» из ЛДНР, если не их руководство в ходе переговоров? Но Москве не надо почти, и в ответ на эти прыжки Зеленского по клетке, в которую он сам себя и усадил, Кремль прямо говорит через заявление МИДа: нет, никакого контроля над границей, и да – прямые переговоры с ЛДНР. А пока будем обстреливать после твоего разведения.
Складывается ощущение, что в отношениях с Зеленским Кремль использует ту же тактику принуждения к ползучей капитуляции. При этом интеллектуальный и профессиональный уровень Зеленского таков, что не нужно его личной вербовки. Агентами насыщено все его окружение. Темы подачи воды в Крым не возникают случайно, и не случайно они поддерживаются телеграм-каналами. Не случайно эти каналы имеют партнерские отношения с российскими каналами, где публикуются сливы спецслужб РФ. Не случайно в ТКГ назначается генерал Кузнецов, подчиненный которого Прозоров открыто перешел на сторону РФ. Не говоря уже о том, что не случайно – Ермак.
А Зеленскому приходится только бегать по горящей палубе и танцевать «Яблочко». Проблематика, которой всерьез озабочены у президента – выглядеть лучше, чем Порошенко. Мендель пишет, что в Мюнхене организаторы дали Зеленскому такие условия, о которых Порошенко «мог только мечтать». «Один из лучших временных промежутков - примерно в полдень в субботу, 15 февраля». «Отдельная дискуссия», «трансляция CNN». Тут можно было бы возразить, что, кроме Зеленского, эксклюзивные условия были предоставлены также анонимным исполнителям спецоперации по распространению «Плана 12 шагов». Так что вряд ли стоит этим хвастаться.
Но возражать смысла нет. Потому что эти тезисы про лучшее время, отдельную дискуссию и CNN Мендель фактически дословно украла из публикации российской редакции «Немецкой волны». И выложила как свои умозаключения. У них даже мыслей своих нет. Что пресс-секретарь, что президент. Идеальное совпадение.
Эту ситуацию поглощения Украины из-за слабого и, скажем так, наивного президента четко видят трезвые и незаангажированные головы в Европе. Закончим цитатой доклада британского аналитического центра «Chatham House» «Стратегия Зеленского по Донбассу ведет Украину в ловушку Кремля».
«Актуальные цели и используемая для их достижения тактика Зеленского контрастируют с подходом предыдущего президента Петра Порошенко. Зеленский подчеркнуто не называет Россию агрессором, он фокусирует свое внимание на гуманитарных вопросах и при первой возможности пытается найти компромиссы, в том числе по юридическим делам, которые Россия уже проиграла в международных судах.
…Спустя девять месяцев после инаугурации Зеленского и по прошествии двух месяцев с момента первого для него саммита Нормандской четверки становится все более очевидным, что подобный подход заведет Украину в российскую ловушку… При этом Москва не делает большую ставку на масштабное военное наступление, а ее главной целью является «ползучее» установление контроля над будущим Украины».