Крупнейший на сегодняшний день политический скандал в Америке разгорается в Нью-Йорке, где губернатор Эндрю Куомо попал в серьезный переплет - и поделом. Губернатор-демократ не просто невероятно плохо управлял реакцией своего штата на критические обстоятельства, вызванные пандемией Ковид, подписав при этом прибыльный контракт на написание книги и получив премию «Эмми». Он сделал кое-что похуже.
В разгар чрезвычайной ситуации в области здравоохранения он использовал свое положение, чтобы помочь одному из своих крупнейших политических доноров оградить себя от правовых последствий. В штате 15,000 жителей домов престарелых умерли от Ковид-19, а Куомо и его администрация занизили число погибших, помогая своему донору.
СМИ уже давно писали об этой истории, и вот, наконец, о ней заговорила вся Америка. Этот скандал - поучительная история о гордости, мании величия и коррупции, которая оставила после себя буквально гору предотвратимых смертей от Ковид-19. Сейчас мы увидим, смогут ли демократические институты «синего» штата привлечь к ответственности преступников, или же американская культура безнаказанности снова защитит власть имущих от любых последствий.
На фоне шумных требований об отставке Куомо губернатор и его помощники судорожно пытаются скрыть основные факты произошедшего, не гнушаясь запугиванием и сведением счетов с законодателями-демократами, которые уже несколько месяцев бьют тревогу.
Два национальных новостных канала 17 февраля подробно рассказали о новой кампании возмездия Куомо против одного законодателя из его собственной партии, который осмелился задать вопросы об избирателях и членах семей, погибших в результате политики Куомо в отношении домов престарелых. Куомо провел пресс-конференцию, на которой публично осудил этого демократа, в то время как другой нью-йоркский новостной канал сообщил, что другие законодатели в настоящее время получают в своей адрес угрозы.
В течение нескольких месяцев вопросы законодателей игнорировались национальными средствами массовой информации, которые, казалось бы, были гораздо более заинтересованы в набивании цены Куомо, чем в освещении неудобных фактов. Но эти факты заслуживают внимания, поскольку они иллюстрируют прямую связь между неполным освещением сведений об уровне смертности в домах престарелых и проталкиванием идеи корпоративного иммунитета.
Они также демонстрирует то, на какие жертвы может пойти властный, неконтролируемый политик, который не хочет искренне раскаяться, заняться самокритикой и исправиться.
Факт 1: Политическая машина Куомо получила $2 млн от отраслевой группы
Политический аппарат Куомо получила более $2 млн от Ассоциации больниц Большого Нью-Йорка (GNYHA), ее руководителей и лоббистских фирм. Отраслевая группа, работающая в сфере здравоохранения, также направила более $450,000 членам нью-йоркского законодательного органа в 2020 году.
Поток денег, которые лились рекой из карманов группы на счета этих государственных чиновников, в середине пандемии значительно увеличился по сравнению с предыдущими годами.
Факт 2: Куомо помог отраслевой группе защитить директоров домов престарелых
На фоне резкого роста смертности от коронавируса в Нью-Йорке в апреле 2020 года в проекте бюджета Куомо предусматривались положения, ограждающие руководителей больниц и домов престарелых от правовых последствий, если в результате их корпоративных решений во время пандемии погибнут люди.
GNYHA заявила, что она «разработала» положение, которое не только защищает от судебных исков медицинских работников на переднем крае борьбы с пандемией, но и распространяет такую защиту от ответственности на высшие должностные лиц корпораций, которые принимают решения по кадровым вопросам и вопросам безопасности.
Критики утверждали, что защита руководителей больниц и домов престарелых от угрозы судебных исков устранила сдерживающий фактор во время принятия решений, что поставило под угрозу жизни людей. Но их никто не слушал.
Факт 3: Закон Куомо о корпоративном иммунитете стал национальным
Положение Куомо о корпоративном иммунитете быстро и практически дословно скопировали и включили в тексты законов других штатов и законопроекта Сената. Защита от ответственности из Нью-Йорка распространилась на другие штаты, даже после того, как нью-йоркский конгрессмен Рон Ким опубликовал доклад, показывающий, что в штатах с защитой от ответственности были более высокие показатели смертности среди обитателей домов престарелых во время пандемии.
На сегодняшний день дома престарелых защищены от судебных исков в 27 штатах.
Факт 4: По словам генерального прокурора, закон Куомо об иммунитете ставит под угрозу жизни людей
В то время как руководство домов престарелых получило защиту от ответственности, офис Куомо сильно занизил количество смертей от Covid-19 в домах престарелых, согласно докладу генерального прокурора Нью-Йорка Летиции Джеймс, которая считается союзником Куомо. В этом докладе говорится, что данные администрации Куомо занизили количество смертей в домах престарелых на 50%.
Отчет Джеймс также показал, как закон о корпоративном иммунитете Куомо может привести к более высоким показателям жертв в домах престарелых.
«Законы об иммунитете могут быть ошибочно использованы для защиты от ответственности любого физического или юридического лица, даже если они принимают недобросовестные решения или их решения мотивированы финансовыми стимулами», - отмечается в докладе.
Факт 5: Главный помощник Куомо признался в сокрытии информации
Главный помощник Куомо, Мелисса ДеРоса, признала, что администрация Куомо не только скрывала информацию о количестве смертей в домах престарелых, но и делала это, чтобы упреждающе избежать политических и юридических последствий.
«Мы не были уверены, что информация, которую мы собирались предоставить Министерству юстиции или [законодателям штатов], и то, что мы будем говорить, не будет использовано против нас», - сказала ДеРоса законодателям Нью-Йорка на прошлой неделе.
Отец, брат и сестра ДеРоса работают в одной из лоббистских фирм, которая представляет интересы GNYHA, отраслевой группы в сфере здравоохранения, которая направила миллионы долларов на нужды политического аппарата Куомо и выступила инициатором закона о корпоративном иммунитете.
Куомо все еще отказывается принести извинения или поддержать любые серьезные усилия по исправлению ситуации. Вместо этого он направляет свою политическую машину против законодателей-демократов, которые требуют от него ответов.
Например, когда сенатор штата от Демократической партии Алессандра Биаджи заявила, что ее беспокоит потенциальная связь между денежными вливаниями в кампанию со стороны GNYHA и законом Куомо о корпоративном иммунитете, Куомо задействовал своего пресс-секретаря, чтобы сделать политический выпад в ее адрес.
Кроме того, Си-Эн-Эн и «Нью-Йорк таймс» сообщили о том, что Куомо выступал с гневными угрозами в адрес Кима, законодателя-демократа, который возглавляет комитет по проблемам старения при генеральной ассамблее штата Нью-Йорк.
Дядя Кима умер предположительно от Ковид-19 в доме престарелых. Ким сказал, что общественность должна понять, что заниженный учет смертности в домах престарелых и закон о корпоративном иммунитете не два отдельных вопроса - они часть одного большого скандала, в котором губернатор Нью-Йорка отдал предпочтение защите своих политических спонсоров, а не общественных интересов.
Отметив, что в августе законодатели рассматривали законопроект об отмене корпоративного иммунитета, Ким сказал, что действия Куомо по сокрытию информации лишили законодателей необходимой информации именно в то время, когда они могли бы изменить закон, чтобы привлечь к ответственности компании, занимающиеся управлением домов престарелых.
«Если бы они поделились всеми данными, мы бы приняли другие решения, - сказал Ким. - Мы бы пошли в другом направлении. Мы могли бы полностью отменить юридический иммунитет. Если бы у нас была полная информация, я думаю, у нас был бы гораздо более весомый аргумент в пользу отмены».
Но данные не поступили. Их скрыли, что в итоге сыграло на руку лоббистской группе, которая потратила на политическую машину Куомо более $2 млн. Сейчас эта машина используется для очернения Кима, Биаджи и других политиков, которые осмеливаются требовать ответов о судьбе своих избирателей, умерших от Ковид.
Этот разгорающийся скандал и попытка его замалчивания вызывает в памяти списки врагов Никсона и его печально известное заявление о том, что «когда президент делает что-то, значит, это не противозаконно».
Четыре десятилетия спустя департамент юстиции Байдена, правоохранительные органы штата и законодатели в Олбани должны решить, будет ли эта идеология беззакония и безнаказанности распространяться не только на руководство домов престарелых и больниц, которые избежали последствий, но и на губернатора штата, который помог им уйти от наказания.