В молодости она часто слышала: с такой внешностью невозможно стать артисткой и блистать на экранах. Тем не менее ей это удалось! Режиссеры не доверяли ей главных ролей в кино, в театре ее называли «криворотой и косноязычной», а миллионы зрителей обожали ее вопреки всему! Ее запомнили как стрелявшую глазами Лотту из «Летучей мыши» и не теряющую надежды выйти замуж Виолетту из «Вокзала для двоих». Эльдар Рязанов называл ее «гением, обойденным кинематографом». Почему же в нее никто не верил?
Ольга Волкова (в девичестве – Политова) не мечтала об актерской карьере – в школе она плохо училась, была хулиганкой, а учителя говорили, что единственный ее талант – смешить людей своими пародиями. Зато в драмкружке этот талант пришелся как нельзя кстати, и вскоре Ольга начала выступать во всех школьных спектаклях. Вдохновленная успехами, после окончания школы она отправилась в театральный вуз, но провалилась в первом же туре вступительных экзаменов. Но ей удалось устроиться в ТЮЗ, где можно было параллельно учиться в местной актерской студии.
В начале 1960-х гг. актриса начала сниматься в кино и продолжала выступать на сцене ТЮЗа. Правда, роли ей доставались специфические – играла Пьеро, Лягушку, Бесенка, Мышку, мальчиков и даже… Окно! Но актриса никогда не жалела об этих временах – говорила, что детская публика, хоть и самая трудная, но самая справедливая и благодарная. Ее не раз спрашивали о том, не считает ли она, что ее творческий потенциал на протяжении половины жизни не был реализован в полной мере. На это Ольга отвечает: «Популярность, которую дают ТВ и кино, не всегда равна таланту. И когда понимаешь, какое количество потрясающих актеров зритель так и не узнал… Я перестаю анализировать, что потеряла. Спасибо, что так».
До 40 лет ей не предлагали заметных ролей в кино. Позже она узнала, что в Союзе кинематографистов существовал список актеров, не рекомендованных для исполнения главных ролей по причине «отсутствия социального здоровья в лице». Кроме нее, туда попали даже такие звезды как Сергей Юрский и Инна Чурикова. Сама себя Волкова называла «некузявой», недоброжелатели в театре говорили, что она «криворотая и косноязычная», но актриса превратила этот укор в частушку: «Криворотая, косноязычная – эх, судьба моя, необычная!»
Любой эпизод она превращала в настоящий шедевр. Ее незадачливая «девушка на выданье» Лотта из «Летучей мыши», которую мать учит стрелять глазами, – это просто филигранная работа. И Ольга Волкова не обижается, когда ее называют королевой эпизода: «Я собирала зарисовки из жизни и одушевляла ими мертвые эпизоды. Пыталась на пне прорастить что-то живое. Пошел слух: если роль-плевок, кликните Волкову, она подотрет и цветочки посадит… Это очень выгодно, ведь эпизоды запоминаются часто. А большие роли в плохих фильмах – нет. Хотя я бы не отказалась и от большой роли. Эпизод, подобно миниатюре в живописи, – сложнейший жанр. Прописать в малом пространстве объем, атмосферу, воздух и детали, как китайцы на рисовом зернышке или в скорлупе голубиного яйца…».
Один из немногих режиссеров, попытавшихся раскрыть недооцененный талант Ольги Волковой, – это Эльдар Рязанов. Он снял ее в 6 своих фильмах и называл «Смоктуновским в юбке» и «гением, обойденным кинематографом». В отличие от других режиссеров, он видел в ней не только комедийный талант, но и скрытую глубину трагикомической актрисы. Официантка привокзального ресторана Виолетта из «Вокзала для двоих» вызывает не только смех, но и искреннюю симпатию и сочувствие зрителей. Волковой удавалось даже самые нелепые и несуразные образы обогащать лиричными красками. Актриса признавалась: «Виолетту я поехала подсматривать в буфет на Витебский вокзал. И подсмотрела. Вышла одна с блюдом. Так вот на этом блюде она буквально несла себя. Спрашиваю: «Кто это?» «Это наша артистка, – объяснили мне. – Не поступила в театральный».
Их творческий роман с Эльдаром Рязановым начался, когда режиссер увидел ее на сцене театра в главной роли в спектакле «Сослуживцы» – именно он и вдохновил его на создание «Служебного романа». Тогда Рязанов пообещал талантливой актрисе, что непременно снимет ее в своем фильме и… пропал на 5 лет! Но о своем обещании не забыл и затем пригласил на съемки «Вокзала для двоих». А потом были фильмы «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», «Привет, дуралеи» и «Тихие омуты», где для Волковой всегда находились роли. Актриса признавалась: «Он о-о-очень строгий, но актеров любит. Работать с ним божественно!»
Ольга Волкова не раз говорила о том, что любит наблюдать за людьми, «подсматривая» их повадки, пластику, походку, «подслушивая» диалоги в транспорте и на улице. Свои наблюдения она записывала в тетрадь, а затем использовала в работе над образами. Иногда это даже становилось своеобразным средством борьбы: «Когда сталкиваешься с хамством, часто не можешь поставить человека на место. Бешенство охватывает, и только одна мысль спасает: ну, думаешь, я тебя, скотина, сыграю. И пару раз удавалось».
Все свои роли Ольга Волкова принимала с благодарностью. В 30 лет соглашалась играть старушек, в 40 – девушек на выданье, в 58 не побоялась переехать из Петербурга в Москву, где в одном из спектаклей сыграла возлюбленную героя Александра Ширвиндта. Только после 40 лет ее стали узнавать зрители, только после 50 предложений от режиссеров стало намного больше, чем в молодости.
Сегодня она невероятно востребована, ее называют одной из лучших комедийных актрис. Ольга Волкова сыграла более 200 ролей в театре и в кино и в свои 79 лет не собирается останавливаться на достигнутом – в этом году выйдет 2 фильма с ее участием.