Давайте уже признаем реальность - тогда нам просто повезло. Больше всего - с Горбачевым, который, придя к власти, пытался обновить изрядно обветшавшую "империю зла", как ребёнок - надоевшую игрушку, нанося ей разрушительные удары молотком в самые чувствительные места. Потом на короткое время повезло с Ельциным, решившим добить СССР, чтобы получить всю полноту власти в России. Затем - с ГКЧП, оказавшимся сборищем безвольных трусов.
Я прекрасно помню 19 августа 1991 года в Нижнем Новгороде. Народ безмолствовал. В 1,5 миллионом городе протестовать против путча к памятнику Чкалова поначалу пришли несколько десятков человек. Попытка переворота вызвала недовольство преимущественно либеральной интеллигенции. Да и та в первый момент в основном была запугана и деморализована. Стоило бы властям повязать всех собравшихся тогда у памятника знаменитому лётчику и больше протестовать в Нижнем было бы просто некому.
Только тогда, когда стало понятно, что "не сажают", протесты стали более-менее массовыми. Если бы ГКЧП утром 19-го арестовало: Ельцина, российское, питерское и московское руководство, демократических депутатов России и местных советов, оппозиционных активистов (несколько тысяч человек на всю Россию), протесты были бы подавлены за пару дней. Но нам повезло. ГКЧПисты оказались полными политическими импотентами и не сделали ничего реального, чтобы нас победить.
В общем, страна получила свободу практически на халяву. А потом везение закончилось (Ельцин оказался тем ещё "везением"). Затаившиеся чекисты и номенклатурщики взяли реванш за поражение ГКЧП.
Если бы ГКЧП победило в 1991 году, СССР все равно развалился бы, но медленнее и с гораздо большей кровью. Оказалось, что это была только отсрочка. Недобитая империя теперь собирает свои кровавые долги. К сожалению, после 24 февраля уже нет сомнений, что без большой крови её неизбежный окончательный крах не обойдётся.