Очень осложняет взаимопонимание между разными культурами разное отношение к честности и предательству. Даже японцы ближе к европейцам, чем мусульмане.
Вся японская культура держится на двух понятных нам чувствах — чувстве стыда и чувстве долга. Японское чувство стыда близко к нашему понятию репутации. Для японского адмирала было бы немыслимым проживать в пятизвездочном катарском отеле и посылать своих солдат на верную смерть. А я пока закажу себе еще черной икры. Нет, японский адмирал будет стоять на капитанском мостике и вести свой флот на врага. Японское чувство долга — это история про 47 ронинов, оставшихся верных своей клятве.
Честное отношение к труду в Японии и протестантская трудовая этика. Лень — это порок. Стыдно ничего не делать. Стыдно плохо работать. Богатство не принято выпячивать. Сравните это со сладкой ленью Востока и с его культом золотых унитазов.
Главная фигура для подражания в европейской литературе — это рыцарь. Верный своему слову и своему долгу. Рыцарь ни при каких условиях не будет пытать раненых и насиловать женщин. Для рыцаря существуют правила ведения войны. Женщины, дети и старики неприкосновенны. Fair Play. Для мусульман же на войне позволено вообще все. Послать ребенка с бомбой к врагам? Да не вопрос.
Совершенно другое отношение к эмпатии. Для арабов есть хамула — это свои. А все остальные чужие. Поляк или немец гораздо сильнее отличается от украинца, что араб Газы от араба Египта. Но немцы и поляки открывают свои границы, чтобы принять украинских беженцев. Они умеют почувствовать свою боль, как чужую. А арабы так не умеют. На хрена вы нам нужны, единоверцы? Сидите себе под бомбами. Никого к себе не пустим. Вы для нас чужие.
В культуре ислама главный персонаж — плут. Трикстер. Это Ходжа Насреддин и Али-Баба. Главная модель поведения — базар. Честной цены не существует. Обмануть покупателя, ласково заглядывая ему в глаза — это правильно. Это не японская компания, которая будет извиняться за то, что за 25 лет повысила цену на мороженое на 10 йен. Да хрен там. Без лоха и жизнь плоха. Это близко к российской воровской культуре. Совершенно другое отношение к предательству. Ты сам виноват, что тебя предали, дурилка картонная. В следующий раз будешь умнее.