1. Речь в Мюнхене все слышали. Объективно – она очень смелая. Её оценки лучше всего свидетельствуют о настроениях в обществе. Этих слов давно ждали. Они многим не понравились и вызовут последствия. Но они сказаны и теперь их нельзя игнорировать. Важно осознавать, что это – начало. Это заявка, предстоит её реализовать. Под сумасшедшим давлением, которое обрушится на нас уже завтра. Понадобится всё мужество и стойкость. Особенно – к потерям.
2. Сегодня погибло два наших воина и пятеро получили ранения. До этого у нас не было погибших от действий врага на протяжении 37 дней. Министр обороны Алексей Резников подчеркнул, что мы будем действовать в рамках договоренностей, но безнаказанности не допустим. Эти слова следует воспринимать буквально. В таких случаях официальные формулировки будут несколько юридическими, но суть простая – будет адекватный ответ. Сильную речь сегодня произнес главком Валерий Залужный на памятном мероприятии в честь защитников Дебальцево. В командовании ЗСУ сейчас есть люди, которые прошли Дебальцево. Так что запугать или сломать нашу армию психологически на порядки сложнее, чем 7 лет назад. И вряд ли по силам противнику. Главное – чтобы не сломалось общество. Наблюдать со стороны и ждать иногда труднее, чем действовать в опасной ситуации. Надо постараться не сжигать себя эмоциями. Непросто, но надо постараться. Потому что армии действительно понадобится поддержка.
3. На счёт поддержки. Сегодня прилетел самолёт с оружием из Канады (поставку анонсировали 4 дня назад, до этого были три недели политической борьбы). Министр обороны Резников сегодня в Мюнхене лично поблагодарил министра обороны Канады Anita Anand за сильную позицию. Внутренняя ситуация в Канаде непростая, но отношения с этой страной для нас чрезвычайно важны. Со своей стороны мы должны поддерживать наших союзников. Вчера прилетел самолёт из Эстонии. Вчера анонсировала поставки оборонных вооружений Голландия. Сегодня о готовности оказать дополнительную помощь оружием сказал премьер Польши. Это очень важный психологический момент: заявить, что из твоего оружия будут убивать российских солдат. Для многих – это преодоление не просто страха, а ужаса, который они испытывают перед Москвой. Это реальная коалиция. Нужно много труда, чтобы её создать и сберечь.
4. Труд. Вчера был совершён подвиг, видимую часть которого все увидели сегодня днём. Со стороны Минобороны львиную долю работы вытащили Ганна Маляр и Ірина Золотар. В зону ООС направили 3 самолета с журналистами и нашими спикерами (министрами, депутатами, представителями командования ЗСУ). Мировые СМИ напитались информацией и эмоциями по самое немогу. Особенно те, которые попали под обстрел. Эскалация длится три дня (17-19.02). Информационно мы не проиграли ни один из этих дней. Ни внутри страны, ни на Западе. Несмотря на всю мощь российской медийной машины.
5. Россия явно планировала другое развитие информационной картины. К сегодняшнему дню все эфиры должны были быть забиты сюжетами о зверствах киевского режима, гуманитарной катастрофе и т.д. Но их нет. А те, что фабрикуются – не взлетают. Поток фейков задачу не решил. Им нет веры. Поэтому российские подачи зависают в воздухе. Очевидно, россияне настраиваются на некие политические решения 22 февраля, которые Путин мог бы освятить 23 февраля, сходив в храм Саурона имени Шойгу. Чтобы к новым переговорам с США выйти в сильной позиции. К этой дате наверняка рисовали план. Один из элементов плана – навязывание миротворцев ОДКБ. И сегодня такое заявление прозвучало. Но оно выглядело очень жалким и неуместным, потому что материальная основа и фон для него не были созданы. Вводить "миротворцев" из тех, кто обстреливает детские садики и школы – это очень странно. Учения стратегических ядерных сил состоялись, но должного эффекта не вызвали. Объективно – часть игры завалена.
6. Сейчас внимательно наблюдаю за медийными сигналами из России. Пока у меня есть только гипотеза, пытаюсь непредвзято собрать доказательства. Есть очевидный медийный пул, который создаёт фон для войны. В этом пуле ключевую роль играют площадки ГРУ. При этом все провалы ГРУшников заботливо подсвечивают с площадок, продвигающих интересы других групп силовиков. Они аккуратно плюют смежникам за шиворот. Например, операцию «Эвакуация» разрывали и высмеивали площадки ФСБ/СВР. Даже такой стрёмный деятель как А.Венедиктов подчеркнул несостоятельность информационного освещения телодвижений России в ОРДЛО. Ибо нет доказательной базы. Если под эту гипотезу наберётся достаточно фактажа, можно будет утверждать, что в силовом блоке нет единства. Причины могут быть какие угодно, явно не от любви к Украине. Но в таких условиях начинать значительную военную кампанию очень рискованно. Например, те, кто должен работать на недопущение организованного антивоенного движения в России, могут это делать без особого рвения. Что свяжет руки агрессору.
7. Совокупность неблагоприятных факторов, среди которых ключевую роль играет отказ украинского общества паниковать, может серьёзно повлиять на планы Кремля или сдвинуть их. Условно, если бы мы начали паниковать в декабре (как нам предлагали), то сейчас нас бы уже дожимали (жертвами, терактами, публичными акциями и т.д.). И достаточно было бы совсем небольших военные усилий, чтобы добить. Теперь все эти инструменты дадут обратный эффект – кого-то испугают, но многих обозлят и мотивируют к тому, чтобы участвовать или помогать давать отпор. А ещё месяц угрожать и держать войска в поле – сложно. Придётся осуществить ротацию. Что даст нам ещё несколько месяцев на подготовку - до следующего витка осенью. Если же большая эскалация начнётся сейчас, в ней можно увязнуть.
8. Россия явно обозначает угрозу с моря. В другой ситуации они могли бы разыграть тему с подачей воды в Крым. Сюжет с каналом ВСЕГДА начинали раскачивать в феврале. Но сейчас его нет. От слова совсем. Хотя эпопея с поиском воды под Азовским морем закончилась ничем. Путина выставили болтуном-обещалкиным его же клевреты. Борьба между кланами «бурильщиков» и «опреснителей» не выявила победителей. Возможно, водный сюжет ещё запустят в качестве одной из карт, на которую предложат разменять деэскалацию, чтобы представить как победу для сохранения лица главной морды. Но по этому поводу в прошлом году удалось сформировать консенсус в украинской власти: вода через канал – после деоккупации Крыма. Преодолевается не легче, чем «особый статус» для ОРДЛО.
9. Теперь каждый день будет локальным полем сражения. В ближайшие дни нас ждёт испытание отключением от «советской» энергосистемы. В этот же период нас могут накрыть масштабными кибератаками. Это логично. Также будет накаляться обстановка на Донбассе.
10. За сутки 19 октября на Донбассе было зафиксировано 127 обстрелов наших позиций (больше, чем в период 01.01 – 16.02), в т.ч. 115 – из запрещённого минскими договоренностями оружия (в 5,5 раз больше, чем за полтора месяца). В нашу сторону выпущено боеприпасов (произведено выстрелов очередями) – 2975. В том числе 13 раз стреляли из танков, 18 раз – калибром 152 мм, 452 раза – калибром 122 мм и 551 раз из 120-мм калибра. Чаще всего стреляли – в районе Светлодарска. Танк резвился в районе Станицы Луганской. Наши очень разумно отвечают. Если почитать площадки «ДНР», то несмотря на «ужасный обстрел всю ночь и весь день» заявлено только об одном контуженном человеке 1938 г.р. в с. Коминтерново (чем он контужен?). А в «ЛНР» единственная жертва, о которой сообщили – житель Брянки, погибший на пожаре из-за курения в состоянии алкогольного опьянения. Понимаете? Им просто нечего предъявить. О потерях среди боевиков они не сообщают, дабы окончательно не разложить контингент. Поэтому ленты новостей ОРДЛО сейчас забиты сообщениями об «эвакуации» и фейками о «предотвращенных» терактах / диверсиях.
В общем, предстоит держать военный, дипломатический, информационный и внутриполитический фронт. У меня есть и бюрократические новости, но о них чуть позже. С понедельника должен повыситься градус дискуссии об отводе российских войск, поскольку заявленные сроки учений закончились. К этому времени Россия попытается сфабриковать обоснование, чтобы войска не отводить. Это будет откровенный вызов западу.
Вот и посмотрим.
П.С. Не надо обольщаться на счет выступления китайского представителя. И делать на его основе далекоидущие выводы. Послушайте его целиком, а не только тот кусок, который нас устраивает.