"Патриотическая" канализация агрессии

"Патриотическая" канализация агрессии

Прокуратура Марселя заявила об участии в столкновениях с английскими болельщиками 11 июня более 150 российских футбольных хулиганов, прошедших специальную подготовку. Именно на них, как сообщает Associated Press, прокурор Брис Робин возложил ответственность за бо́льшую часть разрушений в городе, отметив при этом, что английские фанаты также причастны к некоторым погромам.

В столкновениях между российскими и английскими болельщиками в Марселе пострадали более 30 человек, некоторые из них находятся в тяжелом состоянии. 20 человек были задержаны, в прокуратуре сообщили, что речь идет о британцах, французах и австрийцах. В пятницу, 10 июня, накануне матча Россия – Англия сайт Всероссийского объединения болельщиков сообщил о прибытии в Марсель специального чартера, на котором во Францию прилетели 220 человек для "организации поддержки национальной команды". 

За участие в драках фанатов из России Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) возбудил дисциплинарное дело в отношении Российского футбольного союза, обвинив болельщиков в расизме, участии в массовых беспорядках и использовании пиротехники. В УЕФА при этом заявили о возможной дисквалификации сборных России и Англии с чемпионата Европы, если столкновения с участием фанатов из этих стран продолжатся. Решение УЕФА ожидается 14 июня. 


Брис Робин, глава прокуратуры Марселя

"У Англии были проблемы с хулиганами в прошлом. Но поведение русских – это нечто за гранью. Они прекрасно организованы и полны решимости нападать с такой агрессией, которую я не видел в последние 10 лет. Некоторые англичане виновны в нарушении общественного порядка. Но российских нарушителей спокойствия было гораздо больше – по нашим оценкам, около 300. Они выбрали в качестве цели английских болельщиков, большинство из которых вели себя спокойно и просто выпивали спиртное и наслаждались футболом". С таким заявлением выступил помощник главного констебля полиции Великобритании Марк Робертс, которого цитирует газета "Гардиан"

В свою очередь член исполкома РФС, депутат Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев заявил, что не согласен с критикой в адрес российских болельщиков на чемпионате Европы. В своем твиттере он написал: "Не вижу ничего страшного в драке фанатов. Наоборот, молодцы наши ребята. Так держать! А вот то, что случилось в Марселе и других городах Франции, то это не вина фанатов, а неумение полиции организовать проведение таких мероприятий. И не понимаю всех тех политиков и чиновников, которые сейчас клеймят наших фанатов. Их защитить надо, а приедут домой, и там разберемся".

Французский прокурор заявил, что за беспорядками в Марселе во время футбольного матча Россия-Англия стояло порядка 150 хорошо подготовленных российских футбольных хулиганов.

Французскому изданию Le Point интервью дал некто Владимир, 30-летний москвич, директор по PR крупной компании, отец двоих детей. По его словам, в числе сотен россиян, приехавших во Францию на чемпионат Европы по футболу, не менее 500 являются хулиганами, в намерения которых изначально входило "всыпать англичанам". Собеседник журнала, фамилия которого не называется, признается, что сам был в числе 150 наиболее "здоровых и сильных русских парней", напавших с кулаками на англичан.

Европейские эксперты в сфере общественной безопасности подчеркивают, что российские фанаты, учинившие марсельское побоище, были явно подготовлены к атаке: одеты в черное, банданы на голове, боксерские капы, перчатки, у некоторых – ножи. Факт, который говорит сам за себя: из предполагаемых 150 россиян, участвовавших в массовой драке в центре Марселя, ни один не попал в руки полицейских.  

По словам собеседника Le Point Владимира (который и сам уже успел вернуться в Москву), "русские хулиганы" приехали меньше чем на двое суток с конкретной целью – атаковать англичан и посмотреть матч. Теперь они планируют возвратиться во Францию только в том случае, если Россия выйдет в финал Евро-2016. Однако, если верить представителям французского правосудия, теперь сделать это им будет куда сложнее. Вся система сейчас работает на то, чтобы выявить злоумышленников и, по мере возможности, покарать их. О существенном усилении мер по предупреждению насилия объявил вчера министр внутренних дел Франции Бернар Казнев:

На футбольном матче появляется возможность канализировать эту агрессию, эту склонность к насилию самым таким "патриотическим" образом

"Я напомнил префектам о необходимости прибегнуть к закону, позволяющему выдворять с территории страны любого иностранного болельщика, представляющего опасность для общественного порядка. Подобное поведение отвлекает наши силы безопасности от их главной задачи – защиты нашего государства и его жителей от террористической угрозы. Каждый болельщик, нарушающий общественный порядок, может также получить запрет на появление в том или ином районе, будь то стадион, центр города или зона для болельщиков, накануне и в день матча. Я также распорядился принять все необходимые меры, чтобы запретить продажу и потребление алкогольных напитков накануне и в день матчей на стадионах, в зонах для болельщиков и поблизости с ними". 

На очевидную хорошую подготовку и организацию нападений российских фанатов на англичан еще до матча в Марселе указывает живущий в Лондоне независимый политолог Андрей Остальский:

– Имела место очень хорошо организованная атака, которую очень многие свидетели сравнивают с боевой акцией. Эти люди обладали военной выправкой. По крайней мере, это были очень тренированные, накачанные, спортивные молодые люди. И их там, по разным оценкам, было от 150 до 300 человек. Они совершили настоящую скоординированную атаку на британских болельщиков, это было заранее запланировано. Им было известно, куда надо идти. Говорят, что были расклеены специальные указатели закодированные, непонятные для посторонних, но помогавшие участникам этой акции собраться вместе и быстро найти место атаки. Они были вооружены ножами, дубинками, носили одежду, защищающую от ударов. Это нечто совершенно новое, невиданное для британских болельщиков. Я немало повидал здесь за 20 с лишним лет жизни в Британии местных футбольных фанатиков, хулиганов. Зрелище абсолютно неприглядное: туповатые, бессмысленные лица с выпученными глазами, что-то дико орущие. И когда эти голоса сливаются в единый ор, нам это с семьей не раз приходилось испытывать в транспорте, становится жутко. Хотя, конечно, они мирных жителей, как правило, не трогают. Но все равно нагнетают обстановку. Русские лица в Марселе, которые мы видели в репортажах и на фотографиях во всех британских газетах, – это нечто совсем другое. Это злобный прищуренный оскал, самодовольное торжество, ненависть в чистом виде. Создается впечатление, что люди эти приехали не свою команду поддержать, им вообще, возможно, на футбол наплевать. Они приехали драться. Вернее – избивать. Потому что, конечно же, по сравнению с ними британские фанаты – люди среднего возраста, как правило, с пивными животами, дряблыми мышцами. Куда им было противостоять такой атаке. И полицейский британский, координирующий действия представителей британского МВД в Марселе, говорит, что его специальность – бороться с футбольным хулиганством, но он такого не видал никогда. Это что-то совершенно новое, качественно другое, с чем футбольный мир еще не сталкивался.

– Есть уверенность в том, что это были именно российские болельщики, приехавшие на матч? Может быть, это были какие-то местные группы?

– Местные группы, во-первых, очень выделяются. Их сразу можно даже невооруженным глазом отличить. Про них тоже очень мало хорошего можно сказать. Они тоже занимались хулиганством, они тоже дрались. Да, и среди большинства нормальных, миролюбивых британских болельщиков наберется несколько десятков паршивых овец. И эти паршивые овцы тоже устраивали бог знает что. Например, они призывали исламских джихадистов напасть на французов. Вот такие лозунги скандировались. Конечно, это спровоцировало французов, конечно, начались драки, которые, впрочем, полиция довольно успешно потом разнимала. Поэтому такого количества раненых и покалеченных не было, как после этой скоординированной русской атаки. Но у нас есть фотографии, у нас есть официальное распространенное заявление французских правоохранительных органов, которые подтверждают, что есть все объективные данные утверждать, что именно около 150 российских болельщиков (но я думаю, что это даже не болельщики), приехавших специально драться и избивать "врагов", – главные виновники всего произошедшего. Что касается случившегося на стадионе, то тоже большинство свидетелей указывает, что именно российские болельщики первые пересекли барьер, который отделял одних фанатов от других, что именно с российской трибуны был запущен файер, что категорически запрещено и считается провокацией. Теперь французы должны разбираться, как допустили службы безопасности, чтобы эту пиротехнику пронесли на стадион. Но такое уже бывало. И потасовка, которая возникла, – это крайне неприятно. И французская полиция должна взять на себя часть ответственности за то, что она это допустила. И тот факт, что там, видимо, первыми забияками тоже были русские, это не столь возмущает британскую общественность, как то, что произошло перед матчем. Это накалило атмосферу, и поэтому косвенным образом тоже привело к тому, что случилось на стадионе.

"Бей чужих!" – это оказалось превалирующим лозунгом

​– Предлагает ли британская пресса логичное объяснение, почему это могло произойти? Ведь трудно себе представить, что болельщик захочет поехать на матч своей сборной на чемпионат Европы, рискуя быть, во-первых, сильно избитым в драке, а, во-вторых, лишиться возможности потом ездить в Европу. Ведь наверняка будут приняты очень жесткие меры в отношении тех, кто в этой драке участвовал.

– Точных и четких объяснений, конечно, нет. Есть некоторое состояние шока. Рискну предположить,что случившееся, особенно в этот день в Марселе, очень сильно повлияет на отношение к России и русским в Великобритании. Потому что проблемы свободы слова, подавление оппозиции в России, политические убийства, захват Крыма, война в Донбассе – это все напрягало и беспокоило британскую интеллигенцию. Но такому среднему, нормальному, простому британцу было это совершенно неинтересно. Он не помнит имен Путина, Горбачева, Ельцина. И про убийство Литвиненко он в лучшем случае что-то краем уха слышал и ничего не понял. Это его не взволновало. А вот то, что произошло в Марселе, взволновало его в огромной степени. Я думаю, что по народному отношению простых британцев к России нанесен сильнейший удар, не сравнимый даже с этими всеми большими политическими событиями последнего времени. Потому что британскому любителю футбола этого не понять. Ему понятны потасовки обычные. Все привыкли, что, к сожалению огромному, они происходят регулярно и внутри Британии, и между болельщиками различных клубов. Все это мы знаем, наблюдаем. Полиция борется как может. Вроде бы добивается каких-то успехов, но шока от этого никакого нет. Это часть жизни. Неприятная такая, а для кого-то и приятная. Есть любители этого дела – чуть-чуть побузить, поругаться, подраться слегка. Но такое зверское избиение, такая военизированная атака – вот этого, конечно, британскому болельщику не понять. И он от этого в полном состоянии шока. Можно предположить, что появились такие люди в России из-за той атмосферы, которая сейчас там сложилась на протяжении многих последних лет, той телевизионной, яростной антизападной пропаганды, которая льется с утра до вечера на россиян. Поэтому появляются люди, которые получают возможность выразить свое естественное нутро. В каждой стране есть люди, склонные к насилию. Тут появляется возможность канализировать эту агрессию, эту склонность к насилию самым таким "патриотическим" образом. Я думаю, что люди, совершающие это, будут возвращаться потом в Россию в ожидании, что их встретят как национальных героев. Они делают именно то, к чему их не прямо, а косвенно призывают пропагандистские кампании государственных СМИ.

– В российской прессе довольно много писали о том, что британские болельщики якобы во время матча в Марселе скандировали какие-то кричалки против Путина, почему-то против Марии Шараповой. Как-то это затрагивается в сообщениях британской прессы?

– Да, разумеется. Выяснили, что это фейки, это фальшивые твиты, аккаунты, на которых помещалась фальшивая информация людьми, которые, видимо, вообще, в Марселе даже не находились. Есть в интернете такая темная часть, темная сторона, где действует непонятно кто. Там и спецслужбы могут быть задействованы, какие-то радикальные организации из разных стран. Необязательно, что это сугубо пророссийские люди таким занимались, хотя этого тоже исключить нельзя. Но совершенно ясно, что это была абсолютно сознательная подлейшая провокация, потому что все это ложь, все это абсолютно не подтверждается. Аккаунты эти быстренько закрылись. Полиция пытается найти истинных авторов, но пока этого сделать не удалось.

– На матче в Марселе Россия сравняла счет в добавленное время. Учитывая не самую лучшую репутацию английских болельщиков, о которой вы говорили, мог ли гол россиян стать тем главным катализатором, который привел к столкновениям непосредственно на стадионе?

– Правые, левые, центристы, кто угодно в Британии, склоняются к тому, что это была атака, которая была инициирована именно российскими болельщиками, а не британскими. Что странно. Потому что этот последний гол должен был вызвать торжество, позитивные эмоции. Тоже тут что-то такое ненормальное в этом. Я лично считаю, что такое ненормальное поведение болельщиков в конце матча связано именно с тем, что происходило накануне игры, с тем, что создалась атмосфера злобной враждебности, уже не разбирающей, кто там забил, кто не забил, кто выиграл, кто проиграл. "Бей чужих!" – это оказалось превалирующим лозунгом, – заключает Андрей Остальский.

Французские силы правопорядка проводят совместное патрулирование с иностранными коллегами в районах, признанных наиболее "горячими" с точки зрения накала страстей. На этой неделе запланированы два матча, вызывающих беспокойство у властей и у местных жителей: Россия – Словакия в среду в Лилле, и Англия – Уэльс в четверг в Лансе. В беседе с изданием 20 Minutes Мишель Лаланд, префект северного региона От-де-Франс, где пройдут эти два матча, рассказал, что для проведения совместного патрулирования во Францию прибыли силовики из Германии, Украины и Великобритании. В случае со вчерашним матчем Германия – Украина это оказалось достаточно эффективным. Тем не менее о намерении установить подобное сотрудничество с российскими правоохранительными органами пока ничего не сообщается.