Каждый раз, когда кто-то пишет или говорит "ну как же мы реформируем страну/победим коррупцию/остановим российское вторжение без правильного президента", мне хочется ответить - а как же вы пельмени варите без правильного президента? Сами, что ли?
Президент, как и любой чиновник, - это просто инструмент общества для решения задач, которые перед обществом стоят и обществом решаются. Причем инструмент, во-первых, легко заменяемый, а во-вторых, стремительно приходящий в негодность, и потому требующий регулярной замены.
Пельмени варит не кастрюля, а мы сами. Кастрюля для этого, конечно, нужна, но если нет идеальной скороварки, сойдет и вот эта порепаная чугуняка, лишь бы не протекала. Протекла - на свалку ее, берем другую и варим.
Само собой, кастрюле обидно отправляться на свалку, а президенту обидно оказаться непригодным к тому судьбоносному, извините, делу, за которое он взялся. По человечески это понятно. Но обида обидой, а задачи-то решать надо. Обижайся сколько влезет, давать результат кто будет? Кстати, покажешь результат - и ты уже не совсем бесполезный, тебя можно дальше как минимум терпеть, даже с твоими обидами.
Но это все в демократических странах, а не в заболоченном чрезмерным чинопочитанием вождистском пост-совке. У нас пока, при всех наших амбициях и вольностях, тема "правильного вождя" застряла накрепко, и откровенно протекающие политики этим привычно пользуются. Совок и пост-совок приучил воспринимать любую номенклатурную крысу как хозяина, распорядителя, в крайнем случае - шпрехшталмейстера. Которому, если он чего-то не сделал из того, что делать обязан, полагается не морду щупать, а челобитную подавать, и еще доплачивать сверх жалования на цацки к мундиру.
Реформировать страну, победить коррупцию, остановить Кремль - это наши задачи, задачи общества. Если президент или любой другой чиновник считает себя частью общества, он будет эти задачи решать и отчитываться перед обществом о результатах. Если результатов нет и отчитываться не о чем - не нужно рассказывать о том, что ты "старался", что у тебя были "самые лучшие намерения", что "проделана большая работа". Кому нужна твоя работа, если результат не просматривается. А если не просматривается - значит, нет у тебя как инструмента практической ценности. Вычеркиваем.
Но главное тут все-таки в том, что основную ответственность за все эти неудачи несет не инструмент (у него своя ответственность, достаточная, чтобы ее бояться до судорог и постоянно помнить о грядущей свалке), а тот, кто его применяет. Пельмени, повторюсь, варит не кастрюля, а мы сами. Мы выбираем, в какой кастрюле их варить, и если мы выбрали дырявую, то это наша лажа.
Конечно, это если мы воспринимаем себя как демократическую страну, в которой избиратель осознает свою ответственность за эффективность государства и общественных институтов. Или если мы действительно, а не на словах, хотим жить в демократической стране, а не в заболоченной номенклатурной помойке с провалившейся ниже плинтуса судебной системой, освоившим откровенно шулерские махинации правительством и жомовой ямой с кандидатской степенью в Раде.
Пойду пельмени сварю, что ли.