Детские умы по всему миру простаивают без дела. В связи с резким увеличением числа заболевших коронавирусом, в начале апреля более 90% учеников лишились возможности посещать уроки. С тех пор их число сократилось на треть, так как многие школы в Европе и Восточной Азии открылись вновь. Но в других регионах прогресс едва заметен. Некоторые американские школьные округа, включая Лос-Анджелес и Сан-Диего, планируют в новом учебном году только дистанционное обучение. Правительство Кении перечеркнуло всю школьную программу, оставив детей без дела до января. Президент Филиппин Родриго Дутерте говорит, что он не может позволить школьникам вернуться в класс, пока не будет найдена вакцина. Южная Африка вновь открыла казино, зато большая часть школ до сих пор под замком.
Многие родители напуганы - по понятным причинам. Covid-19 - новый вирус, о котором пока мало что известно. Школы большие и многолюдные. Маленькие дети не будут соблюдать социальное дистанцирование. Осторожность вполне уместна, особенно при резком скачке заболеваемости. Но польза от открытия школ обычно перевешивают недостатки.
Новый коронавирус представляет малый риск для детей. Исследования показывают, что в возрасте до 18 лет вероятность заражения этой болезнью снижается на треть или даже половину. Согласно данным британских ученых, вероятность смерти детей в возрасте до 10 лет в 1000 раз ниже, чем людей в возрасте от 70 до 79 лет. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что дети очень редко заражают других. В Швеции сотрудники детских садов и начальных школ, которые работали все это время, могли заразиться вирусом с той же вероятностью, что и работники других сфер. Новое исследование с участием 1500 немецких школьников-подростков и 500 учителей, которые вернулись к занятиям в мае, показало, что только у 0,6% имелись антитела к вирусу, что составляет менее половины от общего показателя, обнаруженного в других исследованиях. Конечно, в результате вспышки в израильской средней школе заразилось свыше 150 учеников и работников. Но риск можно минимизировать, если быть особенно бдительными.
Зато у пропуска школы огромные минусы. Дети учатся меньше и теряют навыки обучения. Zoom - плохая замена классным комнатам. Дети из бедных семей, у которых плохой Wi-Fi и менее образованные родители, отстают от своих состоятельных сверстников. Родители, которым негде оставить своих детей, не могут вернуться на работу. Матери несут тяжелое бремя, теряя карьерные возможности. Дети, не посещающие школу, чаще страдают от жестокого обращения, недоедания и плохого психического состояния.
Закрытие школ отрицательно сказывается и на богатых странах. Возможно, 465 миллионам детей, которым предлагаются онлайн-уроки, не могут в должной мере воспользоваться этой возможностью, потому что они не подключены к интернету. В некоторых частях Африки и Южной Азии семьи находятся в таком тяжелом положении, что многие родители убеждают своих детей бросить учебу и начать работать либо вступить в брак. Чем дольше простаивают школы, тем больше будет этих горестных дилемм. Благотворительная организация Save the Children предполагает, что школу могут бросить около 10 миллионов детей. Большинство - девочки.
Образование - лучший способ выбраться из бедности. Лишение детей образования обрекает их на более бедную, короткую и менее полноценную жизнь. По оценкам Всемирного банка, закрытие школ на 5 месяцев сократит общий доход на протяжении жизни детей. Сегодня общая сумма потерь достигает $10 трлн, или около 7% годового ВВП.
При таких катастрофических потенциальных потерях правительства должны разработать способы возобновления работы школ, как только они станут безопасными. Решение этой проблемы не должно быть вопросом партийных пристрастий, как это, к сожалению, происходит в Америке, где некоторые считают открытие школ плохой идеей просто потому, что ее предложил президент Дональд Трамп. В некоторых странах профсоюзы учителей тормозят процесс, отчасти из-за оправданной озабоченности состоянием общественного здравоохранения на фоне роста числа случаев заболевания, но также и потому, что интересы детей не совпадают с интересами учителей - особенно если им платят, независимо от того, работают они или нет. Главный профсоюз в Лос-Анджелесе настоятельно призывает к тому, чтобы школы оставались закрытыми до тех пор, пока не будет выполнен длинный список требований, включая неуловимую мечту о всеобщем медобеспечении в Америке. Дети не могут ждать так долго.
Страны, в которых возобновилось обучение (Франция, Дания, Китай и Новая Зеландия), дают советы по минимизации рисков. Они позволяют наиболее уязвимым учителям оставаться дома. Обычно они сокращают размеры классов, хотя это означает, что многие дети смогут проводить со своими учителями только часть недели. Они пошагово составляли расписание, чтобы предотвратить скопление людей в коридорах, у школьных ворот и в обеденных залах. Они требовали или поощряли ношение масок. Они усилили тестирование и отслеживание в школах. Центр по контролю и профилактике заболеваний использовал эти советы для разработки трезвых руководящих принципов, которые включают такие меры, как расстановка парт на 6 футов друг от друга (хотя вице-президент на этой неделе сказал, что школы могут их игнорировать).
Прежде чем возобновить посещение школ, европейские страны ждали в среднем около 30 дней после того, как инфекции достигли своего пика. Многие с тех пор ослабили ограничения, чтобы позволить большинству учеников вернуться в школу одновременно. Опыт повторного открытия школ в тех странах, где вирус был столь же распространен, как сейчас в Аризоне, Флориде или Техасе, не известен. Такие места должны будут взять вирус под контроль до начала нового семестра. Вероятно, это означает, что не все дети смогут заниматься весь день даже тогда. Но лучше учиться, видя учителя несколько дней в неделю, чем вообще его не видеть. И, как и в Европе, школы могут снимать больше ограничений по мере отступления COVID-19.
Компромиссы на глобальном Юге еще сложнее. Лишь в одной из четырех школ в беднейших странах есть мыло и водопроводная вода для мытья рук. Однако школы там также являются местом, где учеников часто кормят и вакцинируют. Их закрытие делает детей более уязвимыми перед лицом голода и кори, и этот риск почти наверняка перевешивает риск COVID-19. Поэтому для правительств бедных стран разумным будет действовать смело. Осадить профсоюзы и снова открыть школы. Провести громкие кампании по повторному зачислению в школы, особенно для девочек. Предложить небольшие денежные переводы или подарки (например, маски или ручки), чтобы родители не беспокоились о том, во сколько обойдется возвращение их потомства в классы.
Безопасное возобновление работы школ по всему миру не будет дешевым. Помимо миллиардов бутылок дезинфицирующего средства для рук, оно потребует тщательной организации, гибкого графика и помощи отстающим, чтобы наверстать упущенное. Это будет стоить налогоплательщикам денег, но налогоплательщики часто являются и родителями. Богатые страны должны помогать бедным оплатить некоторые издержки. Каковы бы ни были эти расходы, они ничем не сравнимы с затратами на то, чтобы позволить самому большому поколению в истории человечества вырасти в невежестве.