Есть такое важное слово не только для частных домовладений, но и для промышленности. Энергоэффективность, называется. Поскольку тему цены на газ и электроэнергию для населения временно полностью захватили кандидаты в президенты, предлагаю поговорить о тарифах для промышленности. Это тоже очень важно – ведь стоимость электроэнергии или газа это составная общей цены продукции. И чем меньше мы потратили на ресурсы – тем больше прибыль. Которую можно вкладывать в новое производство (создание рабочих мест) или повышение зарплат своим сотрудникам. Да были бы деньги, куда вложить это не проблема. Потому и любят журналисты оценить влияние цены электроэнергии, например, на цену килограмма колбасы (там доля ничтожная получается в итоге, так что после расчетов пример меняют). Впрочем, ситуации в ЖКХ мы тоже посвятим один абзац – не жалко для полноты картины.
С прелюдией закончили, давайте теперь немного цифр для понимания. Без моих комментариев, вам для понимания одних цифр и сравнений вполне хватит, а время сэкономим. Наша экономика не просто энергоемкая, она по эффективности использования ресурсов часто на уровне прошлого века. По затратам энергии на единицу ВВП Украина занимает 119-е место среди 127-ми стран. Объем энергии, которая используется в Украине для производства единицы товаров и услуг (т.е. на единицу ВВП), превышает среднемировое значение в 2 раза, среднее значение по ЕС – в 3,8 раза. Вы понимаете уровень разрыва? Если взять 2016 год и сравнить нас с Германией, то немецкий ВВП превышал нас в 32 раза. Естественно, затраты первичных энергоресурсов в Германии тоже были выше, но не в 32 раза, а… в 3,8 раз. Возьмем Польшу – она ближе. Общее энергопотребление Польши составляло 96% от украинского, тогда как ВВП Польши был в 4,4 раза выше нашего.
Согласитесь, что тут комментировать? Цифр вполне достаточно, чтобы сделать очевидный вывод – себестоимость любой продукции в Германии будет ниже украинской. При более высокой немецкой зарплате. И в Польше себестоимость товаров будет ниже. И снова при зарплате выше. То есть битву за рынок с любой из этих стран мы очевидно проиграем. Разве что закрыть границы и запретить нашим ездить туда работать? Но и это, кстати, сработает не во всех отраслях. Нет никакого хитрого секрета, нет тайного изобретенного немцами и поляками велосипеда. А что есть?
Есть устаревшая украинская промышленность, которая пожирает массу дорогих ресурсов и генерирует дорогую продукцию. Или дорогие услуги ЖКХ – причины такие же. Потому что платишь ты не только за теплую батарею, но и за растаявший над теплотрассой снег. За разбитое окно в холодном подъезде. За старый котел в теплосети. За все платит конечный потребитель. Либо напрямую поставщику, либо его обманывает власть, «снижая» тариф с помощью прямых субвенций из бюджета. Но всегда и за все платит конечный потребитель, это аксиома, экономический закон и чистая правда. Будь это горячая вода в кране или «бесплатный» эскалатор в торговом центре. У бизнеса такая же картина. Каждую потраченную на сырье копейку придется добавить к конечной цене. И без энергоэффективности ты просто проиграешь в конкурентной войне. Естественный отбор.
В принципе, мы сейчас это уже видим на практике. Основными потребителями энергоресурсов в Украине стабильно являются промышленность (примерно 35-40%) и жилищно-коммунальный комплекс (примерно 30-33%). Самой энергозатратной отраслью остается металлургия (на нее приходилось более половины всех энергоресурсов промышленного сектора), далее шли химическая промышленность, машиностроение, добыча полезных ископаемых. Старые технологии, изношенное оборудование и выступают факторами естественного отбора. Тот, кто вкладывает в модернизацию и снижение энергозатрат – будет успешно конкурировать на мировом рынке с немцами и поляками. Кто пожадничает – будет вечно жить в наших сердцах. На какое-то время продлевая агонию попытками выжать из государства дотации или «внутренние цены» на энергоресурсы. Но финал предсказуем и никакого альтернативного пути нет. Только вкладывать в производство и технологии. Или сгинуть в конкурентной борьбе. Потому что технологиями 20 века невозможно быть эффективным сегодня.
Еще три цифры для завершения картины. Энергоэффективность отечественной химической промышленности составляет 51% от среднеевропейских показателей, энергоэффективность машиностроения – 22%. А осенью прошлого года Министерство экономического развития и торговли оценило потери Украины из-за низкой энергоэффективности – почти 1,5 млрд. долл. ежегодно. То есть, примерно один транш кредита МВФ. Выводы каждый сможет сделать самостоятельно, подсказывать тут нечего.