В России в июле остановил работу «Фрегат», лидирующий завод на рынке свинца, за месяц до этого стало известно об остановке Тихвинского вагоностроительного завода. Резко падает производство во многих других отраслях экономики. «Можем объяснить» разбирался в масштабах бедствия и как оно связано со вторжением в Украину.
Завод «Фрегат» в Московской области приостановил работу из-за полного прекращения экспорта, так как Минпромторг не выдал заводу соответствующую лицензию. Российское правительство ввело разрешения на экспорт, опасаясь дефицита на российском рынке. Дефицита в итоге нет, но внутренний спрос на продукцию оказался крайне низкий.
Последствия вторжения стильно сказываются на России, что подтверждает экономическая статистика, обнародованная Росстатом за январь-май 2022 года. Многие компании, как оказалось, ориентированы на мировой спрос, без которого отрасли падают и тянут за собой другие. Другим как воздух нужен импорт, и многим — внутренний спрос, который стремительно сжимается.
В мае 2022 года производство к маю 2021 года составило:
- Автомобили: 3,3%
- Грузовики: 60,7%
- Автобусы массой до 5 тонн: 22,6%
- Двигатели внутреннего сгорания для автотранспорта: 43%
- Пассажирские вагоны: 60,2%
- Грузовые вагоны: 48,2%
- Холодильники: 41,9%
- Волоконно-оптические кабели: 19,2%
- Бытовые стиральные машины: 40,8%
- Электродвигатели переменного тока: 50,1%
- Лифты: 65,3%
- Оборудование для производства хлебобулочных изделий: 64,9%
- Телевизионные приемники: 50,3%
Таким образом производство автомобилей в России в мае по сравнению с годом ранее упало в 33 раза. Малотоннажных автобусов, оптоволоконных кабелей — в пять раз. Холодильников, стиральных машин, телевизоров — в два раза. Лифтов, печей для хлеба, пассажирских вагонов, грузовиков — в полтора раза. В ближайшие месяцы экономисты ждут дальнейшего плавного углубления промышленного спада, чему отчасти будет способствовать чрезмерно-крепкий курс рубля.
В каких отраслях спад
В регионах транспортного, энергетического, нефтехимического машиностроения, где высока доля импортных комплектующих, растут проблемы поставок, отмечает экономист Наталья Зубаревич. В компаниях, которые уже приостановили деятельность или полностью ушли из России, трудится 350 000 россиян, оценили в ЦСР. Всего же иностранный бизнес напрямую формирует в российской экономике 2 млн рабочих мест, еще 4–6 млн — косвенно.
Среди регионов сложнее всего ситуация с приближающейся безработицей в Калужской и Новгородской областях.
Часть производителей в России попали под санкции (например, Уралвагонзавод). Оттуда-то ушли западные компании, которое были совладельцами. Например, без Siemens остался холдинг «Синара – Транспортные Машины» — один из крупнейших в России по транспортному машиностроению (доля на российском рынке — более 40%). Без Siemens остался и холдинг «Силовые машины» в Петербурге, выпускающий турбины. Иностранного партнера лишился производитель экскаваторов Hitachi в Твери, бурового оборудования в Сибири.
Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил о сокращении производства в российской металлургии на 25%. «Металлургические предприятия сокращают объемы производства невостребованного сортамента, и сейчас мы наблюдаем последствия. Это понижение вкупе с 30% снижением цен на металлопродукцию на российском рынке может привести к тому, что уровень рентабельности предприятий значительно снизится — нам бы не хотелось этого допустить», — цитирует главу Минпромторга РИА «Новости».
В автомобилестроении проблемы как с логистикой, так и с уходом иностранных совладельцев. Как следствие в результате войны и санкций темпы падения производства автомобилей в России ускоряются: в апреле производство упало за год более чем в 7 раз, а в мае, напомним, уже в 33 раза. На конец мая в России, по данным Автостата, работали только два предприятия автопрома: УАЗ/«Соллерс» в Ульяновске и Haval в Тульской области. Остальные стояли, в том числе АвтоВАЗ. Некоторые иностранные концерны закрылись (последний из них – Volkswagen). При этом автопром в России — это не только 290 000 работников (в 2021 году), это еще и драйвер экономики, ведь человек без машины имеет более низкий экономический потенциал.
Санкции ударили и по лесопромышленности. Лесопромышленники видят ситуацию в отрасли на фоне санкций как критическую: производство падает, логистика дорожает, экспорт по большинству позиций оказался под ударом. После 10 июля, когда фактически вступит в силу запрет на поставки продукции российского лесопромышленного комплекса в Европу («пятый» санкционный пакет ЕС), станет только хуже. Из 4 млн тонн фанеры, производившейся в год в России, 3 млн тонн шли на экспорт, из них 60% поставлялись в ЕС. У многих предприятий загрузка сейчас не выше 35%, стоит вопрос об остановке производства.
Из-за спада в промышленном производстве в России с обвальным падением спроса на перевозки по стране столкнулись российские железные дороги. По итогам июня РЖД — монополия, оперирующая третьей крупнейшей ж/д сетью в мире, — перевезла на грузовых поездах 100 млн тонн. Спад в годовом выражении составил 6,5% и стал рекордным с 2008 года, уточняет The Moscow Times.
Перевозки лесных грузов в годовом выражении рухнули на 17,8%, перевозки зерна — на 14,1% (несмотря на обещания президента Владимира Путина экспортировать рекордный в истории страны объем — 50 млн тонн). Перевозки угля — основного по объему груза для РЖД - просели на 5%, кокса — на 9,1%, цветной руды — на 6,7%, металлолома — на 18,2%.
Причина падает
Переходя к рыночной экономике, Россия после распада СССР интегрировалась в глобальные рынки, по примеру развитых стран. В 2012 году Россия вступила во Всемирную торговую ассоциацию. До аннексии Крыма такой подход, будучи общемировой практикой, не воспринимался политическим руководством России как угроза. Но после западных санкций за отъем у Украины полуострова встраивание России в международные производственные цепочки стало официально маркироваться Кремлем как зависимость от импорта, т.е. как что-то опасное, от чего надо избавляться.
В 2014 году Путин объявил стратегический курс на импортозамещение. Объявив в конце 2021 года, что основные задачи выполнены, президент через 2,5 месяца направил войска в Украину и попытался свергнуть президента Владимира Зеленского. Ответные санкции мирового сообщества показали, что история об успехах импортозамещения, рассказываемая руководством России, больше похожа на очаг папы Карло – она нарисована.
До войны импортные поставки в ключевых производственных российских секторах обеспечивали 30–70% добавленной стоимости, или выпуска продукции. Наиболее велика – более половины – эта доля была в производстве компьютеров и электроники, машин и оборудования, транспортных средств; в химической промышленности порядка 40% добавленной стоимости обеспечивалось импортными закупками, в пищевой – порядка 30%.
До войны главной статьей импорта России ($378 млрд в 2021 году, или около 23% ВВП) были машины, оборудование и транспортные средства. На них в 2021 году пришлось около 40% всех российских закупок за рубежом. Основным поставщиком этих товаров в Россию был Евросоюз. На него приходилась порядка половины от импортируемой добавленной стоимости в ключевых секторах российской промышленности. Евросоюз был главным поставщиком для 6 из 10 ключевых для России импортных позиций (в их числе медикаменты, оборудование для промышленности, автотранспортные средства).
Смогут ли теряющие выпуск компании наладить производство, большой вопрос, поскольку оборудование и запчасти для этого — не iPhone, которые в Россию легко завести, в отличие от деталей для «Сапсанов» и «Ласточек» со «Стрижами». Повысить внутренний спрос без экономического роста могут очень ограниченные секторы экономики (в первую очередь военная промышленность) под управлением и при поддержке государственных финансовых вливаний, которые не бесконечны.
Перспективы на будущее
Росстат увидел в мае замедление темпов спада в промышленности. Это в значительной степени обусловлено выпуском «оборонки», производство товаров массового спроса падает быстрее общего, пишет «Коммерсант». Экономические перспективы России по большому счету зависят не от экономики, а от исхода войны Путина против Украины.
Санкции в этом году могут привести к падению экономики РФ на 6,4%-11,5%, оценили эксперты РАНХиГС. Глубина падения зависит от уровня дисконта цены на нефть, ослабления курса рубля. Согласно некоторым сценариям, в 2023 году экономику могут ждать еще большие трудности. Все это исходя из предположения, что экономика России быстро адаптируется и эскалация санкций близка к финишной прямой, поскольку страны-санкционеры несут издержки. Но это допущения, при этом важно также учитывать, что правительство Путина пытается переформатировать российскую экономику и промышленность под военные нужды.
Госдума уже проголосовала за принуждение бизнеса к госзаказу в интересах армии. Регионам, где расположены предприятия, выпускающих продукцию для гражданских нужд, это едва ли поможет. Что-то, конечно, в России импортозаместят благодаря сотрудничеству с Китаем и «серому импорту», что поможет загрузить производства, возможно под госзаказ — но это будет нередко хуже качеством и точно дороже.
В перспективе, вероятно, если ничего кардинально не изменится, в России произойдёт торможение в развитии, откат назад самых продвинутых отраслей, нарастание технологической и интеллектуальной отсталости России от остального мира. Впрочем, прогнозирование усложняется для экономистов беспрецедентными санкциями, непредсказуемым исходом войны и слабой предсказуемостью стратегических решений Путина.