Американский миллиардер Илон Маск (№80 в глобальном рейтинге миллиардеров по версии Forbes, состояние $13,9 млрд) оказался одним из создателей медицинской исследовательской компании Neuralink, которая займется технологиями «нейронных кружев», написала 28 марта газета The Wall Street Journal.
Издание отмечало, что технология в будущем позволит людям напрямую общаться с машинами без физического интерфейса. Маск ранее говорил также, что «нейронные кружева» помогут человеку не стать «домашним котом» для искусственного интеллекта, напоминает Business Insider. В беседе с Vanity Fair Маск заявил, что для появления значимого подобного интерфейса потребуется «примерно четыре-пять лет».
В новом проекте бизнесмена речь идет о создании сети электродов, которые имплантируются в голову, для того чтобы собирать данные, генерируемые мозгом человека или наоборот загружать их туда. Технологию планируется использовать для лечения серьезных заболеваний, в том числе эпилепсии и сильной депрессии.
В широком смысле Маск решил заняться нейронными интерфейсами или нейрокомпьютерными интерфейсами — технологиями «мозг — компьютер», которые обеспечивают передачу данных между человеческим мозгом и внешним устройством (например, компьютером). Такие технологии, в первую очередь, пытаются применить в медицине для расширения или восстановления когнитивных или сенсорно-двигательных функций человека. Они также позволяют управлять объектами «силой мысли» и могут использоваться, например, в игровой индустрии, промышленности или военной сфере.
Над созданием подобных систем для обмена информацией между мозгом и электронным устройством работает не только глава Tesla и SpaceX. В галерее Forbes мы вспомнили лишь несколько проектов в этой области: часть из них находится лишь на стадии засекреченного проекта, а некоторые уже успешно вышли на рынок.
Kernel
Расширить возможности человеческого мозга стремится стартап Kernel, созданный основателем платежной системы Braintree и бывшим партнером Маска по PayPal Брайаном Джонсоном в 2016 году. Сам предприниматель вложил в него $100 млн на старте. Бизнесмен отмечал, что ставит своей долгосрочной целью рост интеллекта и качества жизни человека на фоне увеличения ее продолжительности.
В августе прошлого года Kernel объявил о начале разработки имплантируемого устройства, предназначенного для улучшения памяти и обучаемости у людей с соответствующими нарушениями.
Концепция устройства опирается на исследования директора Центра нейротехники при Университете Южной Калифорнии Теодора Бергера, до недавнего времени занимавшего должность научного руководителя компании. В ходе 20-летних экспериментов его лаборатория фиксировала электрическую активность нейронов гиппокампа при восприятии информации и преобразовании ее из кратковременной памяти в долговременную. Гиппокамп — отдел мозга, играющий ключевую роль в процессах запоминания и в механизмах формирования эмоций.
Согласно проекту, «нейропротез», представляющий собой микропроцессор, с помощью имплантированных в гиппокамп электродов будет регистрировать сигналы от воспринимающих сообщения нейронов, обрабатывать их и стимулировать нейроны, отвечающие за преобразование информации в долгосрочные воспоминания. Прибор, по замыслу авторов проекта, должен помочь людям с болезнью Альцгеймера и другими формами приобретенного слабоумия, а также пациентам, пережившим инсульт или травму мозга.
В научный совет стартапа вошли эксперты из Массачусетского технологического института, Гарвардской медицинской школы, Стэнфордского, Нью-Йоркского, Колумбийского и Северо-Западного университетов. Исследователи уже провели успешные испытания по стимуляции запоминания на грызунах и приматах.
Halo Neuroscience
Halo Neuroscience занимается продажей специальных наушников для спортсменов — Halo Sports. На время тренировки прибор надевается на голову, как обычные наушники, и передает слабые электрические импульсы в двигательную кору головного мозга. В компании утверждают, что такая стимуляция позволяет атлетам быстрее усваивать некоторые моторные навыки. Сооснователь компании Дэн Чао указывал, что благодаря использованию устройств на тренировках спортсмены показывают лучшие результаты на соревнованиях.
Технологиями компании недавно заинтересовались и американские военные. Так, экспериментальное подразделение оборонных инноваций министерства обороны США заключило с компанией контракт на создание системы ускоренного обучения снайперов и быстрого обучения бойцов рукопашному бою. Об этом летом прошлого года объявил тогдашний министр обороны США Эштон Картер.
Подробности контракта не раскрывались. Известно лишь, что разработка системы будет вестись в рамках масштабной программы по расширению человеческих возможностей. На вопрос журналистов об этической стороне «проникновения в чей-то мозг» — даже «неинвазивно» — для изменения психических процессов, Картер ответил, что подобные технологии в будущем «будут использоваться и для здоровых, и для больных людей». Американский министр подчеркивал, что задача вооруженных сил США — обеспечить защиту американских граждан, не отставая от развития технологий в этой области.
CoBrain
Интерес к изучению работы мозга человека и нейронету или Web 4.0, где взаимодействие участников будет происходить с помощью нейрокомпьютерных интерфейсов, возник и в России. В 2016 году в стране в рамках Национальной технологической инициативы был запущен проект под названием CoBrain (Connected Brain), нацеленный на создание новых технологий сохранения и расширения ресурсов мозга человека. Сумма затрат на него за три года составит 450 млн рублей, из них 300 млн рублей проект получит из бюджета.
На основе этой инфраструктуры планируется создать систему инжиниринга, патентования и бизнес-акселерации, которая поспособствует появлению сотен стартапов в области нейротехнологий. Авторы проекта рассчитывают, что все это привлечет значительные венчурные инвестиции в этот сегмент.
Всего в России, согласно проекту, до 2018 года будут созданы 10 центров развития нейротехнологий, которые объединят более 40 лабораторий, что обеспечит междисциплинарность исследований и поможет собрать информацию в единую базу знаний.
В CoBrain надеются, что результаты работы проекта «будут востребованы всеми категориями населения: как здоровыми, так и больными людьми», в отличие от зарубежных проектов, которые направлены «на диагностику и лечение различных заболеваний нервной системы» и затрагивают, по данным проекта, лишь 5-10%.
Building 8 в Facebook
Секретное подразделение Facebook под названием Building 8 занимается разработкой как минимум четырех аппаратных проектов, в том числе по созданию устройств дополненной реальности и дронов, написало издание Business Insider в марте. По информации газеты, один из проектов касается разработок технологий сканирования мозга. Это направление возглавил бывший нейрофизиолог Джон Хопкинс, который ранее участвовал в разработке протеза руки, управляемого мозгом.
Куратором всех проектов выступает бывший руководитель Управления перспективных исследовательских проектов министерства обороны США (DARPA) Регина Дуган. Она также руководила отделом «Инновационных технологий и проектов» (ATAP) в Google, занимающимся разработкой инновационных технологий, до апреля 2016 года, пока ее не переманил основатель Facebook Марк Цукерберг (№5 в глобальном рейтинге миллиардеров по версии Forbes, состояние $56 млрд). Работая в Google с 2012 года, Дуган, в частности, отвечала за создание технологии построения 3D-модели пространства с помощью смартфона (проект Tango).
В Facebook отказались комментировать сообщения на эту тему. При этом, похоже, компания «не рассматривает Building 8 как хобби», отмечает издание. Объявляя в апреле прошлого года о создании hardware-подразделения — Building 8, Facebook уточняла, что инвестиции в его запуск составят сотни миллионов долларов.
NeuroChat
В рамках другого российского проекта, запущенного также в рамках Национальной технологической инициативы в 2016 году, планируется создать систему для общения людей с тяжелыми нарушениями речи и движений, сохранивших когнитивную функцию. Общаться участники специальной социальной сети будут с помощью устройств на основе интерфейса «мозг-компьютер».
«Уникальная технология (эргономичного нейроинтерфейсного комплекса), позволит людям с ограниченными возможностями общаться между собой, с близкими, медперсоналом и всем миром», — говорится на сайте проекта. Проект в течение трех лет получит 133 млн рублей, более половины средств поступит из федерального бюджета.
Программно-аппаратный комплекс, разрабатываемый в рамках проекта, включает в себя нейрогарнитуру «ГарАнт-ЭЭГ» и специальный интерфейс «ЭргоСтим», реализуемый на компьютере пользователя, уточняется в описании. Гарнитура регистрирует нейрофизиологические показатели пациента и преображает его мысли в команды для клавиатуры компьютера или других исполнительных устройств.
«С помощью трансляции мысленного выбора того или иного символа в реальный набор этих символов на экране, человек буква-за-буквой может набрать текст без усилий голоса и движений», — обещают разработчики. По их мнению, специальный пользовательский интерфейс позволит ускорить процесс интеллектуального набора текстов и «осуществит онлайн трансляцию на язык собеседника». Таким образом, социальная сеть «не будет иметь языковых барьеров и станет доступна по всему миру».
Emotiv Systems
Среди игроков на рынке развлекательных нейроинтерфейсов, можно обратить внимание на Emotiv Systems, созданную в 2003 году, для разработки электроники нейрокомпьютерных интерфейсов на основе электроэнцефалографии (ЭЭГ). Компания выпустила игровое периферийное устройство Emotiv Epoc (стоимостью от $299 до $799 в зависимости от модификации), которое представляет собой гарнитуру позволяющую контролировать и воздействовать на игры мыслями и выражением лица игрока.
Устройство оснащено двумя гироскопами и 14 электродами, которые фиксируют и передают частоты мозга, сокращения мышц и даже движения головы по беспроводной связи с компьютером. В будущем, как рассчитывают в компании, технология сможет использоваться и на других платформах, таких как консоли.
Сначала гарнитуру требуется «обучить» распознавать, какая мысль должна соответствовать определенному действию. Затем можно переходить к различным тренировочным программам. В обзоре устройства на Geektimes один из пользователей рассказывал, что с помощью устройства можно, например, тренировать концентрацию, играя в «игру джедаев» и вытаскивая «свой истребитель из болота при помощи силы», подобно Люку из киносаги «Звездные войны». Устройство позволяет также играть в тетрис, перемещая или переворачивая падающие фигуры «силой мысли».
В марте ученые из Корейского института передовых технологий (KAIST) также использовали гарнитуру Emotiv Epoc для дистанционного управления движением черепахи посредством человеческой мысли. Описание работы по использованию методов мозго-компьютерного интерфейса в сочетании с устройством, которое передает команды от компьютера мозгу, было опубликовано в журнале Journal of Bionic Engineering.