Президент второй день не реагирует на санкции против депутата его политсилы. Хотя игнорировать журналистов и США - таки две большие разницы.
Украина – гордая независимая страна, которая очень любит принимать подарки и дешевые кредиты. Не сказать, чтобы стояла длинная очередь из желающих нам чего-нибудь подарить или дать взаймы под мизерный процент, тем ценнее те, кто такое стремление все еще проявляет. А уж крутить мордой перед стратегическим партнером, как принято у нас несколько панибратски величать Соединенные Штаты, вообще неприлично.
Поэтому попадание под американские санкции первого представителя нынешней власти – достижение выдающееся. Александр Дубинский ведь не просто депутат от “Слуги народа”, он руководитель Киевской партийной организации, один из самых влиятельных людей в правящей партии. Ни партия, ни ее неформальный лидер, президент Зеленский, ничуть не возражали против хороводов, которые Александр открыто водил с Андреем Деркачем, народным депутатом нескрываемо прокремлевских убеждений. Причем санкции против Деркача, который, по мнению официального Вашингтона, “поддерживает тесные связи с российской разведкой и пытался влиять на взгляды американских избирателей с помощью управляемой из России кампании скрытого влияния, сосредоточенной на манипуляции американским политическим процессом для продвижения враждебных интересов России в Украине”, были введены еще в сентябре прошлого года, и приведенная цитата – из опубликованного именно тогда заявления Государственного департамента.
Времени, чтобы отреагировать, было предостаточно. Наверное, логично было бы, если бы соответствующие службы срочно запросили у американцев материалы, на основании которых был сделан вывод о том, что Андрей Деркач – российский агент, раз уж у самих такие доказательства почему-то отсутствовали, и запустить положенные в таком случае процессы изобличения и наказания. Но СБУ как-то оказалось не до этого. А Дубинский даже вверх пошел, укрепив свои позиции в партии Зеленского перед местными выборами и возглавив Киевскую областную организацию.
Очевидно, не произвели на руководство страны впечатления и претензии к нардепу, которые появлялись в материалах журналистов-расследователей, от удивительного благосостояния до его источников. Нынешняя власть любит “бигусов” приблизительно так же, как все предыдущие, и пытается показательно игнорировать. К чему это игнорирование приводит, общеизвестно, но кто же откажет себе в удовольствии прыгнуть на свои собственные грабли?
Уже после нынешнего заявления США власть включила дурака, то есть советника главы Офиса Михаила Подоляка, который сказал, что президент не должен реагировать на сообщение о санкциях против Александра Дубинского, не его уровень. Уже некоторое время очевидно, что Зеленскому в Офисе внушают, что его уровень – кататься на лыжах, разговаривать с детьми и читать перед экраном написанные кем-то другим тексты. А вот международные отношения, в которых огромную роль играют контакты с Вашингтоном, это не его. На худой конец, Ермак подхватит, что тот именно таким образом и делает.
Одна из самых сложных проблем в политической деятельности, это вынужденная ответственность не только за свои собственные поступки, но и за людей, которые находятся рядом, так сказать, на одном гектаре. Тем более, если они оказались рядом благодаря именно тебе. Они могут как компенсировать слабости лидера своей силой, так и ярко их подсветить. А еще запросто могут заслонить своими фигурами, не защищая, а вытесняя в ничто, лишая субъектности, превращая в терпилу – носителя чужих грехов. И вот уже мы говорим “Зеленский”, а выходит Ермак-Татаров-Дубинский.
Штаты пока не вводят санкции в отношении Зеленского. С чего бы? Но как бы уже и да. И тут бы в самый раз снять лыжи и задуматься. В кои-то веки – самому.