17 марта исполнилось 64 года известному режиссеру, заслуженному деятелю искусств РФ Дмитрию Астрахану. Его называют одним из лучших мастеров психологической драмы, его простые и трогательные истории в фильмах «Ты у меня одна», «Все будет хорошо», «Перекресток» наверняка никого не оставили равнодушными. Мелодрама «Подари мне лунный свет» стоит в этом ряду обособленно, ведь в титрах не упоминалась фамилия режиссера, из-за чего разразился скандал. На премьере не было не только Астрахана, но и актера, сыгравшего главную роль…
Многие знакомые Николая Еременко говорили, что его герой в фильме «Подари мне лунный свет» чем-то похож на него самого. Актер создал образ успешного столичного тележурналиста – умного, обаятельного, состоявшегося, знаменитого, пользующегося успехом у женщин, но переживающего кризис среднего возраста. Слава, признание и достаток не могут заполнить пустоту в его супружеских отношениях. Сюжет был очень понятен, знаком и близок множеству семейных пар, проживших вместе долгие годы: из-за того, что у героя появляется другая женщина, в семье назревает разлад. Между супругами кипят нешуточные страсти – они бурно ссорятся, так же бурно мирятся, напиваются, изменяют, но при этом все больше привязываются друг к другу.
Ради этой роли Наталья Андрейченко, которой предложили образ главной героини, специально прилетела на съемки из Лос-Анджелеса, где проживала на тот момент уже 10 лет. В Америке она снялась в нескольких голливудских фильмах, но не была довольна тем, как складывалась ее кинокарьера за рубежом. Актриса говорила: «Мне пытались внушить, что я должна измениться – говорить без акцента, играть американские роли. Но ведь тогда, без своих русских корней, я буду совсем другой – переделанной, «сломанной» русской, а американкой при этом так и не стану». Поэтому, когда она получила предложение от Дмитрия Астрахана сняться в новом фильме, согласилась не раздумывая – здесь она снова была в своей стихии.
Вместе с Николаем Еременко Наталья работала в первый и, как оказалось, в последний раз. Он произвел на актрису сильное впечатление, о чем она рассказывала: «Я думала, что он такой амбициозный супергерой, с высоко поднятой головой, похожий на тех красавцев, которых он изображал на экране. Оказалось, что это совсем другой человек – общительный, обаятельный. Мне было так комфортно с ним работать!.. Я встретила Колю на съемках впервые в жизни. Он учился во ВГИКе раньше меня на пять лет, поэтому мы никогда и нигде не пересекались. Я думала, что он амбициозен, что у него «звездный» характер. Но оказалось, что Коля – человек открытого сердца и ума, необыкновенно добрый, настоящий джентльмен, увлечен профессией и так же, как и я, обожает заниматься спортом. Когда у нас случались вынужденные перерывы, мы вместе ходили в спортивные залы, бегали по утрам. Бывает же такое энергетическое совпадение! И эту ауру наших отношений зафиксировала пленка. Я думаю, Коля – единственная настоящая суперзвезда в России. И, может быть, не случайно он ушел от нас так рано – мы никогда не увидим его старым, морщинистым и больным...».
К сожалению, в мелодраме «Подари мне лунный свет» Николай Еременко сыграл свою последнюю крупную роль. И в этом фильме было много пересечений с его судьбой, которые после всего случившегося просто поражали. Его герой размышляет о смерти и о любви, пытаясь понять, для чего он пришел в этот мир. Чего только стоила одна фраза: «Я пока еще живой!»
У него действительно было много общего с его героем – судьба так же испытывала его всеми возможными соблазнами – деньгами, успехом у женщин, славой, и все эти испытания он с достоинством выдержал. В молодые годы он многим казался самовлюбленным, да и сам он не отрицал того, что ранний успех в профессии вскружил ему голову: «В молодости, завоевывая свое жизненное пространство, свою творческую нишу, питаемый негативной энергией комплекса провинциала, я сделал очень много ошибок: был злым, заносчивым, высокомерным. Люди стали относиться ко мне настороженно. Многие просто уходили от контакта. Это стало серьезно мешать. В то время, когда надо было приобретать друзей, я их терял». В зрелые годы Еременко стал мудрее, и на съемках фильма «Подари мне лунный свет» уже никто не узнавал в нем того супергероя, из образа которого он раньше не выходил.
Но в жизни, в отличие от фильма, счастливого финала не случилось, и любовь его не спасла. Актер собирался представлять «Подари мне лунный свет» на «Кинотавре», но до премьеры он не дожил. Его мать говорила, что в последние 10 лет жизни у Николая словно включился режим самоуничтожения – после развала отечественного кинематографа у него случился внутренний надлом, он начал злоупотреблять спиртным. Когда однажды он потерял сознание, в тот вечер запретил своей гражданской жене вызывать «скорую» – выпил накануне и не хотел обращаться к врачам. А когда их все-таки вызвали, было уже поздно – у актера диагностировали инсульт, после чего он впал в кому. К сожалению, спасти актера не удалось. 27 мая 2001 г., накануне отъезда на «Кинотавр», Николай Еременко ушел из жизни. На тот момент ему было всего 52 года.
Премьера фильма «Подари мне лунный свет», где Николай Еременко сыграл свою последнюю главную роль, была омрачена и другими сложностями. Скандал разразился после того, как продюсер фильма Игорь Толстунов не принял финальный монтаж авторов – сценариста Олега Данилова и режиссера Дмитрия Астрахана. Им казалось, что логика сюжета ведет к трагическому финалу, а продюсер настаивал на хэппи-энде и перемонтировал фильм. Недовольные результатом авторы сняли свои фамилии в титрах и не приехали на премьеру, отказавшись от своего детища.
Те, кто присутствовал на премьере фильма на «Кинотавре», рассказывали: «Это какой-то страшный сеанс. Полная тишина, даже на шутки с экрана не реагировали. Абсолютный шок: вот актер на экране, должен стоять здесь на сцене – но его уже нет. Когда фильм закончился, все так же молча разошлись».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170320/45810/