Писатель и публицист о том, почему своим выдвижением Собчак хочет пригодиться Путину, что будет с Навальным, почему в России так мало акций протеста и почему элиты не пытаются устранить Путина от власти.
Как Вы оцениваете вчерашнюю громкую новость о выдвижении Ксении Собчак кандидатом в президенты? Вы согласны с теми критиками, которые говорят, что она сознательно идет на сговор с Кремлем, чтобы канализировать протестные настроения?
– Очевидно, Собчак таким образом хочет помешать Навальному в его борьбе по отстранению Путина. Если Навальный занимается попыткой отстранения Путина от власти, то Ксения Анатольевна Собчак пытается пригодиться Путину. Это диаметрально разные задачи. И соответственно у меня диаметрально разное отношение к ним.
Вчера также стало известно, что Навального вообще не допустят до выборов. Есть ли смысл ему вообще продолжать свою предвыборную деятельность, если он вообще не примет участие в кампании?
– Я думаю, что имеет. Потому что его недопущение – это тоже повод для выхода на улицу, что тоже заставляет власть тратить ресурс и все это на пользу. Другое дело, что приходится жалеть о том, что Россия сама себя загнала в такую ситуацию, когда все пути для оппозиционных кандидатов закрыты как таковые. Но это не проблема Навального, это наша проблема.
“Собчак хочет помешать Навальному в его борьбе по отстранению Путина”
Кроме того, есть смысл участвовать во всем, что ослабляет путинский режим и приближает его к краху. Поэтому Навальный один из самых эффективных, он чуть ли не единственный эффективный инструмент такого давления.
Продолжит ли власть оказывать давление на Навального?
– Разумеется, давление на Навального будет продолжаться. Там два метода. Постоянно держать его на крючке – Навальный под уголовными делами. И это будет оставаться, он всегда будет зависим. И одновременно будут заигрывать и давать понять, что возможны какие-то послабления. Мы помним, что перед Олимпиадой в Сочи выпустили Ходорковского – пусть играет. Ясно, что тактические игры тут тоже будут присутствовать.
“Реальный уход Путина от власти означает очень скорый суд над ним”
Путин не торопится заявить о своем выдвижении. Есть гипотеза, что причиной этого является угроза очередных санкций со стороны Запада и давление со стороны российских элит, которые хотят смены власти. Насколько правдоподобна такая версия?
– Ничего об этом не знаю. Это вещи тактические. Ясно, что от власти он не уйдет, а каким образом останется он – это уже вопрос тактики. Реальный уход от власти – реальный, повторяю, а не замена одного силовика другим, а реальный уход от власти в результате демократических выборов – означает очень скорый суд над Путиным. Он это прекрасно понимает. Опыт Пиночета и Милошевича, я думаю, вполне убедил его, что никакие договоры не работают и на ровном месте его сдадут. Причем сдадут те же, кто его сегодня облизывает. Поэтому он от власти не уйдет.
«Хочу напомнить, что оттепелей и послаблений при Сталине было штук десять»
Какой будет жизнь страны в случае переизбрания Путина?
– Что касается повестки дня следующего срока, то это, как мне кажется, довольно очевидно. Путин сам себя загнал в авторитарный тупик. Выхода на свободу ему нет. Поэтому никаких реформ быть не может, могут быть симуляции реформ для очередной разводки и для торможения протеста. Чтоб люди вместо того, чтобы протестовать, ждали кого-то доброго. В прошлый раз Медведева, сейчас еще кого-нибудь. Вот сейчас был плохой Путин, а потом будет кто-то хороший. Хочу напомнить, что таких оттепелей и послаблений при Сталине было штук десять. Он регулярно перетряхивал элиту, правда раньше их расстреливали, а сейчас их просто снимают и переводят на другие места. Но принцип тот же.
Оттепель настоящая и реформы настоящие, по историческому опыту, начинаются только после смерти тирана. Вот когда в 1855 году помирает царь Николай I, начинаются реформы. Или когда в 1953 помирает Иосиф Виссарионович, начинаются реформы, оттепель какая-то. То при живом тиране, при живом несменяемом лидере авторитарном никаких реформ настоящих быть не может. Потому что реформы это то, что приведет его к немедленному отстранению и суду. Это означает, что повестка четвертого срока совершенно очевидна. Авторитарное закручивание гаек, поиски внутренних врагов, еще какая-нибудь война. В общем все, что доктор прописал.
“Оттепель настоящая и реформы настоящие, по историческому опыту, начинаются только после смерти тирана”
Не так давно вы написали в ФБ, что боитесь смотреть телевизор – «потому что может затянуть». Расскажите, как это работает? Почему на всех телеканалах говорят об Украине и Сирии, и не слова о внутренних проблемах России?
– Как это работает, уже давно исследовано. Очень много писалось об этом в последнее время, что были специальные институты и военных пропагандистов и другие, и Геббельс много вложил в эту науку. Есть несколько принципов работы, которые прекрасно работают. И принцип грязной селедки, когда должно все вонять, и соотношение правды и лжи – 40+60. И геббельсовская ложь, повторяемая много раз, становится правдой. Все эти технологии давно известны – не мы первые, не мы последние. Работает замечательно. Оболванивание человека телевизором производится замечательно. Телевизор очень эффективное оружие массового поражения.
Почему у нас говорят только о проблемах Украины и Сирии, и не упоминают о проблемах России? Именно потому, что слишком очевидны внутренние проблемы России, и что бы эту пустоту заполнить, выдумываются другие темы. Вот выдумываются Сирия, Украина, и мозги забиваются, и человек втягивается в сюжет бомбометания по ИГИЛу, или в проблему внутреннего украинского кризиса, вместо того, что бы заглянуть в свой кошелек и полюбопытствовать, почему за 1000 рублей он может купить в два раза меньше, чем пару лет назад. Естественно, для этого все и делается.
Вы прогнозируете, что вот-вот начнется новая антизападная кампания, замешанная, как и предыдущая, на страхах, а также на желании дать «симметричный ответ»?
– Разумеется! А что же еще им остается? Кто-то же должен быть виноват в обрушении экономики, в изоляции. Разумеется да – Запад и пятая колонна внутри, а что еще? Вряд ли они сделают себе харакири. Значит, будет виноват Запад, значит нужно обострять антизападную риторику, никакого выбора особенного нет. При этом будет продолжать приватная торговля с ними.
Неужели элиты с особняками на Лазурном берегу всерьез готовы уйти в режим полной изоляции?
– А вот на это случай у них есть представления, что Западу можно всегда заморочить голову. Одновременно идет заморачивание головы и шантаж последующей дестабилизации, чем еще Горбачев занимался и Ельцин – мол, если я уду, то будет еще хуже. И плюс военный шантаж, потому что никому не хочется большой войны, а единственное, чем мы можем торговать, так это ужасом. Это единственная политика России – мы можем торговать ужасом, отступными. Это рэкет на самом деле – мы можем вам причинить зло, но если мы договоримся, то можем не причинять. Вот и вся, собственно говоря, внешняя политика.
В одном из своих интервью вы сказали, что из-за низкого уровня выживания россиян поводом для «майдана» в РФ может стать только очень серьезное падение уровня жизни. Но вместе с тем мы видим, что в регионах люди живут на зарплату в 4 тысячи, они лишаются вкладов в банках и денег, вложенных в новострои. И нигде не слышно о массовых акциях протеста. Почему?
– Вы знаете, Россия страна с очень низким болевым порогом. Т.е. вот такое обрушение статуса, обрушение валюты, инфляция, изоляция, чудовищные законы, нищета, коррупция – в любой стране с обратной связью, в любой европейской стране, это все очень быстро привело бы к массовым волнениям и отставке правительства. Но точка отсчета россиян, мы знаем – лишь бы не было войны. Все отсчитывается от голодного 46-го года. Значит, пока нет абсолютного обрушения, терпение русского народа, которое честно говоря, напоминает скотское терпение и безразличие, вот такое скотское безразличие к собственной судьбе и судьбе детей – это очень печально, но это так. Но это не должно обманывать, потому что мы знаем по опыту, что пугачевский бунт возникает на ровном месте, как мы знаем, при 100% поддержке государыни императрицы. Значит, когда-то это случится. А когда случится, то уже ни о каких эволюционных механизмах протестных уже речи не пойдет. Пойдет речь именно о социальном протесте.
Как-то вы сказали, что россияне не понимают причинно-следственной связи между политикой государства и собственной безопасностью. Расскажите, в чем она?
– Взрыв пассажирского самолета и взрыв в питерском метро после Синая, после нашего вторжения, я думаю, что подавляющие большинство россиян, почти никто не понимает, что люди погибли в самолете над Синаем – это плата за вторжение в сирийскую авантюру. Люди не понимают этого. Не понимают, что коррупция и обрушение экономики, что Сечин, Усманов, что все эти дворцы и нищета – все это связано между собой. Большинство людей не понимают ни связи безопасности с коррупцией, ни связи экономической жизни понимания нет. Именно для недопущения понимания и существует федеральное телевидение, которое запудривает мозги другими вещами.
Многие возлагают надежды на пресловутый «раскол элит», который может стать причиной отстранения Путина от власти, насколько такие надежды обоснованы?
«…в тот момент, когда будет ясно, что Путин ослаб, тогда ждем появления «золотой табакерки» в том или ином виде. Так что призрак Михайловского замка существует для Путина»
– Раскол элит на самом деле уже существует. Но каждый из них боится фальстарта. Дело в том, что элиты у нас чрезвычайно зависимые. Не надо путать российскую элиту и американскую. Американская элита действительно давит на политическую жизнь. И бизнес элита и политическая элита, она определяет в значительной степени политическую жизнь. Хотя и там бывает, как мы знаем, на старуху проруха и вдруг появляется Трамп. Который вполне внесистемный.
А в нашем случае, мы должны понимать, что вся политическая элита, все люди, которые экономически чрезвычайно хотели бы отстранения Путина от власти, чтобы были сняты санкции, чтобы они могли спокойно ездить в Европу, чтобы ничего не угрожало их вкладам, их бизнесу, их детям, которые там учатся и т.д. – все они чрезвычайно уголовно зависят от Путина. Любого из них можно в любую секунду посадить. Они все об этом знают. Поэтому никакого среди них объединения, они боятся фальстарта, они все поглядывают друг на друга. Но в тот момент, когда будет ясно, что Путин ослаб, тогда ждем появления «золотой табакерки» в том или ином виде. Так что призрак Михайловского замка существует для Путина. Он прекрасно понимает, что большая часть элиты хочет, чтобы он исчез, чтобы они проснулись в один прекрасный день со всем наворованным за прошлые годы, но без Путина и без санкций.
Думаете, возможно появление и знаменитого шарфика, как в истории с Павлом?
– Нет, шарфик – это слишком страшно. Они просто хотят как-нибудь проснуться, а Путина нет. Его забрали инопланетяне. Но предпринимать для этого они ничего не будут.
Все чаще поколение Z- те, кому сейчас от 25 до 35 лет – задумываются о том, что «пора валить». Так все-таки пора? Или еще есть шанс, что ситуация изменится к лучшему?
– Мы видим, что в Австрии совсем недавно 30-летний человек, как раз из этого поколения, стал канцлером. Как раз в результате смены элит. В нашем случае 30-летний может стать каким-то потешным губернатором, который непосредственно из охраны Путина.
Что касается «пора валить», то это вопрос персональный. Мы видим многие годы, что валят уже, и будут валить, разумеется. Но советовать это никому нельзя, потому что это совершенно личный выбор. Кто-то уедет и увезет детей – и правильно сделает, а кто-то останется – и правильно сделает. Человеческая судьба все-таки решается самим человеком. Поэтому советовать тут никому нельзя ни в коем случае. То что Путин сегодня делает все и сегодняшняя политическая элита тоже делает все для того чтобы свободные молодые люди валили – это да. И вокруг меня происходит это обрушение на поколение моих детей, я наблюдаю по всему миру от Варшавы до Сиэтла это поколение, утекающее из России.
Беседовала Анна Журба