Она была и остается одной из самых красивых отечественных актрис. Успех в профессии пришел к ней достаточно рано, еще в студенческие годы, а вот личного счастья ей пришлось дожидаться очень долго, пережив череду разочарований и предательств, из-за которых ей даже хотелось покончить с собой. Что помогло Ольге Остроумовой выстоять и не отчаяться.
Детство Ольги Остроумовой пришлось на послевоенные годы. Она выросла в многодетной семье, в городе Бугуруслан Оренбургской области. Ее мать была домохозяйкой, а отец – школьным учителем. Три поколения мужчин в их семье были священниками. Ольга рассказывала: «Никогда не было фанатичного отношения к вере, просто нас воспитывали в добре, любви, бережном отношении друг к другу. Родители на собственном примере показывали нам, как нужно жить… В вере мы… просто жили. Дышали этим воздухом. И это то, что до сих пор держит меня на земле». Желанию Ольги стать актрисой в семье никто не препятствовал. А она еще в 10 лет, впервые попав в театр, твердо решила связать свою жизнь со сценой.
После окончания школы Ольга Остроумова отправилась в Москву, чтобы поступить в театральный вуз. Она даже не знала, где находится ГИТИС, и добралась туда только под вечер, едва успев на прослушивание, но ей удалось поступить с первого раза. Когда она училась на 3-м курсе, состоялся ее кинодебют. Ей досталась роль школьницы, первой красавицы класса Риты Черкасовой, в фильме «Доживем до понедельника». Первая же работа оказалась успешной и принесла ей известность и узнаваемость, правда, тогда она еще не понимала, как ей повезло с дебютным фильмом: «Это понимаешь только сейчас. А тогда даже и мыслей о «судьбе» не возникало. Подумаешь, школьницу сыграла! Фильм я оценила лишь пятнадцать лет спустя, когда включила телевизор и оказалось, что идет «Доживем до понедельника». Прежде я не хотела его смотреть, поскольку на первую свою работу смотреть невозможно. Всегда думаешь, что ты совсем не такая. Для начинающей актрисы впервые увидеть себя на экране – шок».
Спустя 4 года Ольга Остроумова закрепила свой успех, сыграв одну из главных ролей в фильме «А зори здесь тихие…». Правда, и на этот раз она изначально не верила в успех этой работы: «Я и моя будущая героиня были несопоставимы. У Ростоцкого было свое видение Жени. Я никак не вписывалась в эту роль. Получила сценарий и... отложила в долгий ящик». На тот момент она была полностью сосредоточена на работе в театре, а кинематограф вообще не считала истинным искусством. Позже она изменила свое решение и не пожалела об этом. В 1973 г. этот фильм стал лидером проката – его посмотрели 66 млн зрителей. Кинокритики высоко оценили работу Остроумовой, и режиссеры засыпали ее новыми предложениями. Правда, большинство из них были однотипными – ее видели в том же образе Женьки Комельковой. Опасаясь навсегда стать заложницей этой роли, актриса отказывалась от этих предложений.
Только через 2 года Остроумова дала согласие сыграть главную роль в фильме «Любовь земная», и еще через 3 – в его продолжении «Судьба». Обе ленты были награждены Госпремией СССР. Яркой работой Остроумовой в кино стала и ее роль профессорской дочки Марины в фильме Эльдара Рязанова «Гараж». На съемочную площадку актриса попала благодаря счастливой случайности – она пришла к Эльдару Рязанову с просьбой помочь устроить ребенка в детский сад, а в результате получила роль. Так же случайно попал в этот фильм и Валентин Гафт – в роли председателя гаражного кооператива режиссер видел Александра Ширвиндта, но его не отпустили из театра на съемки, и Лия Ахеджакова посоветовала Рязанову обратить внимание на Гафта. Так они с Остроумовой встретились на съемочной площадке, а спустя 17 лет стали мужем и женой. Гафт признавался, что чувства к Ольге появились у него еще тогда.
На тот момент актриса была замужем. Ее первый студенческий брак распался очень быстро – после того, как супруг после распределения в вузе попал в театр в Ашхабаде, а она – в московский ТЮЗ. Вскоре она вышла замуж во второй раз – за молодого режиссера и писателя Михаила Левитина. У них родились дочь и сын, которых назвали в честь родителей. О своей супруге режиссер говорил: «В жене я нашел идеал – холодный внешне, но страстный внутри. Она женщина честная и чистая, хотя и с некоторой никому не нужной назидательностью».
Семейную жизнь нельзя было назвать счастливой. Левитин не верил в институт брака и не хранил верность супруге. Остроумова боготворила мужа, считала его гением и на протяжении 23 лет пыталась мириться с тем, что семья никогда не была для него на первом плане. Но когда Остроумова узнала о его постоянных изменах, ее терпению пришел конец. Она сама подала на развод, в качестве причины указав «безудержную любовь мужа к свободе».
В одном из интервью актриса призналась, что ее любовь к Левитину не прошла, а разбилась. Она называла его «жильцом», а не мужем, по той причине, что он уделял семье слишком мало внимания. Она так и не смогла его простить: «Понимаете, я отдана была ему полностью, всю свою жизнь подчинила ему. У меня личного ничего не было – только все его. И это разрубить было очень страшно... Но я прожила, пережила, понимаете. Да, он отец моих детей. Но иметь дела с ним я не хочу... Там все было. Не то что просто измена – разные предательства. Очень много было всего...». Остроумова очень тяжело переживала их расставание, о чем позже рассказывала: «Я была в шоковом состоянии. Все, во что я верила, рухнуло. Могла запросто покончить с собой. Спасли меня дети. Ради них я держалась и делала вид, что все нормально… Я приготовилась к одиночеству, никого не искала. Но судьба непредсказуема...».
Однажды на корпоративной вечеринке актриса встретилась с Валентином Гафтом. Ему было уже 60, он был трижды разведен, но оба вскоре поняли, что это был счастливый шанс, подаренный судьбой. Эта поздняя любовь словно стала наградой за те испытания и разочарования, которые пришлось пережить им обоим.