В среду, 15 декабря, были обнародованы более 1,500 ранее засекреченных файлов, связанных с расследованием убийства президента Джона Ф. Кеннеди, включая документы о контактах убийцы Ли Харви Освальда с агентом КГБ за 2 месяца до убийства.
Национальный архив обнародовал документы после нескольких месяцев задержек со стороны Байдена, который обещал предать их огласке, но затем откладывал публикацию, заявив, что причиной тому были задержки, вызванные пандемией COVID.
И на этот раз были обнародованы не все документы: администрация решила, что некоторые из них будут храниться в АНБ для дальнейшего изучения до декабря следующего года. Это заявление вызвало резкую критику со стороны членов семьи Кеннеди.
Среди обнародованных документов - служебные записки с подробностями анонимных телефонных звонков в посольство США в Канберре (Австралия) за год до убийства, в которых звонивший говорил, что советское правительство готовит заговор с целью убийства Кеннеди, и подробности встречи Освальда с агентом КГБ в советском посольстве в Мехико за 2 месяца до убийства.
Еще один звонок был сделан 24 ноября, через 2 дня после выстрелов в Далласе. Тогда звонивший утверждал, что за убийством стоят русские.
Упоминания о русской жене Освальда Марине встречаются во всех документах. В одном из них подробно рассказывается о том, как после стрельбы студент из Марокко связался с ЦРУ и заявил, что он был ее парнем. Какое отношение это имеет к расследованию, неизвестно.
Есть также записки с подробностями интервью с активистами компартии в Мексике, с которыми встречался Освальд, и детали того, как за 4 года до убийства он пытался отказаться от гражданства США, чтобы принять советское гражданство.
В сентябре 1963 года, за 2 месяца до убийства Кеннеди, Освальд встретился в Мехико с консулом Валерием Владимировичем Костиковым, агентом КГБ.
Об этой встрече упоминалось в предыдущих документах, но сейчас появились новые подробности. Неясно, кто был инициатором встречи.
«Освальд позвонил в советское посольство 1 октября, назвался по имени, говорил на ломаном русском языке, сообщил вышеизложенное и спросил у охранника, снявшего трубку, есть ли «что-нибудь по поводу телеграммы в Вашингтон», - говорится в служебной записке, составленной сотрудником ЦРУ Теннентом Бэгли 23 ноября 1963 года, на следующий день после убийства.
Как и предполагалось, в обнародованных файлах нет никаких сенсационных подробностей убийства в Далласе в 1963 году, но они помогут лучше понять, что произошло в тот день, и как происходило правительственное расследование.
Документы собрали члены экспертной комиссией, созданной Конгрессом в 1992 году. Их расследование было завершено в 1997 году, и они выпустили отчет, но правительство решило засекретить тысячи документов.
Члены семьи Кеннеди неоднократно призывали обнародовать документы.
В начале этого года Роберт Ф. Кеннеди-младший, племянник Джона Ф. Кеннеди, негодовал по поводу того, что некоторые документы останутся засекреченными до следующего года.
«Это возмутительно. Это оскорбление американской демократии. У нас не должно быть тайных правительств внутри правительства. Как, черт возьми, это произошло: прошло 58 лет, и как можно оправдать, что эти документы не опубликованы?» - сказал Роберт Ф. Кеннеди-мл в интервью Politico в октябре.
Бывший конгрессмен Патрик Кеннеди, сын давнего друга Байдена, покойного сенатора Теда Кеннеди, также осудил решение придержать некоторые документы.
«Я думаю, что для блага страны все должно быть опубликовано, чтобы мы лучше понимали нашу историю», - сказал он.
Кеннеди сказал, что это было время «множества теорий заговора», и отметил, что существует «тенденция не доверять правительству в целом».