2 июля 1979 г. оборвалась жизнь советского кинорежиссера Ларисы Шепитько, известной по фильмам «Зной», «Крылья» и «Восхождение», удостоенным мирового признания. Сегодня ее работы назвали бы артхаусом, не рассчитанным на массового зрителя, ее имя ставят в один ряд с Андреем Тарковским, ее талантом восхищались Мартин Скорсезе и Фрэнсис Форд Коппола. И с ее рождением, и с преждевременной гибелью в 41 год было связано немало тайн и мистических совпадений. Какую роль в ее судьбе сыграла Ванга, и почему последний фильм «Прощание с Матерой» оказался прощанием с самой Ларисой Шепитько
Согласно общепринятой версии и утверждению самой Ларисы Шепитько, ее отец был персом. Только через 8 лет после ее смерти биографы провели расследование и нашли документы, подтверждающие тот факт, что Лариса была украинкой по национальности. В городском архиве обнаружили копию свидетельства о рождении, где были указаны имя и национальность ее отца: Ефим Шепитько, украинец.
После того, как отец оставил семью, в которой росли трое детей, он не участвовал в их воспитании, и Лариса никогда не могла ему этого простить. Она сама распространила легенду о загадочном отце из Ирана, чтобы навсегда вычеркнуть из жизни своего настоящего отца. Сын Ларисы Шепитько и Элема Климова Антон объяснял это другими причинами: «Есть семейная легенда, что одна из прапрабабушек по линии маминого отца была персиянкой. Наверное, кто-то об этом узнал, и моя мама вдруг стала иранкой». Путаница произошла и с местом ее рождения – было известно, что она появилась на свет в 1938 г. в Артемовске, только долгие годы ошибочно считалось, что это город в Луганской области. Позже биографы нашли подтверждения того, что это был город с таким же названием в Донецкой области (сейчас – Бахмут).
В послевоенные годы семья переехала во Львов, где Лариса окончила школу. В этом городе часто проходили съемки советских фильмов, и однажды Лариса наблюдала за тем, как шла работа над «Оводом». Однако ее больше заинтересовала не актерская игра, а тайны режиссерской профессии. С тех пор она загорелась идеей связать свою жизнь с киноискусством. После школы Лариса Шепитько отправилась поступать во ВГИК на режиссерский факультет. Он тогда считался «мужским», и члены комиссии поначалу предложили девушке с яркой внешностью подумать об актерском будущем. На это она ответила без тени сомнения: «Это рабская профессия, это не для меня». И ее приняли.
Во время учебы Шепитько сняла две короткометражки, а ее первый полнометражный фильм «Зной» вышел в 1963 г. Ее дебютная работа стала триумфальной – она получила премии Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде и Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Спустя 3 года она сняла военную драму «Крылья», которую представила в Берлине и в Париже. Там она поразила коллег не только своим талантом, но и красотой. Лайза Миннелли называла Ларису Шепитько красивейшей женщиной Европы, а Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе восхищались ее талантом.
Но не все работы Шепитько получали такое признание – некоторые попросту не попадали на экраны. Так, в ее фильме «Родина электричества» по рассказу Андрея Платонова советская цензура увидела насмешку над политически строем и религиозную пропаганду и отправила его «на полку». Та же участь ожидала и фильм «В тринадцатом часу ночи». А драму «Ты и я» цензоры изменили до неузнаваемости, вырезав многие эпизоды. Только в середине 1970-х гг. к ней вернулся профессиональный успех – после выхода фильма «Восхождение», который получил «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале и первый приз на Венецианском биеннале.
Спустя 5 лет Лариса Шепитько начала работу над фильмом «Прощание с Матерой» по повести Валентина Распутина, но завершать съемки пришлось ее мужу, режиссеру Элему Климову. Позже он рассказывал, что Лариса предчувствовала свой ранний уход и была к нему готова. Она была мистиком и верила в то, что жила уже несколько раз. Однажды в Чехословакии они с Климовым заехали в старинный замок. Войдя в зал, Лариса вдруг заявила, что уже была здесь. Она увидела стол со скатертью и сказала, что здесь когда-то играли в покер, и что стол оббит зеленым сукном. Скатерть сняли – оказалось, это действительно так.
За год до гибели Шепитько встречалась с Вангой. И та сказала, что режиссера ждет скорая и быстрая смерть. Лариса ни на минуту не усомнилась в ее словах и попросила подругу позаботиться о ее сыне после того, как это случится. Она и сама предчувствовала свой ранний уход – уже отправляясь на съемки «Прощания с Матерой», говорила всем, что фильм «Восхождение» был ее последней работой в кино. Своему другу, художнику-фотографу Николаю Гнисюку, она перед отъездом сказала: «Если ты через месяц не приедешь, ты меня уже не застанешь».
2 июля 1979 г. Элем Климов проснулся рано утром от кошмарного сна, в котором увидел, как его жена погибает в автокатастрофе. Через несколько часов ему позвонили о сообщили о том, что «Волга», в которой Лариса ехала на съемки, врезалась в грузовик. Автомобиль по неустановленным причинам выехал на встречную полосу. Возможно, столкновение не оказалось бы смертельным для пассажиров «Волги», если б грузовик не перевозил кирпичи, которые от удара засыпали легковую машину. В то утро ее уговаривали выехать попозже, но она не согласилась. Работу над этим фильмом завершал Элем Климов. Только название он изменил: вместо «Прощания с Матерой» осталось просто «Прощание».
Лариса Шепитько прожила недолгую жизнь, но за 41 год успела сделать многое. Однажды она сказала фразу, которую можно было бы назвать ее кредо: «Две тайны в жизни неразрывны – тайна рождения и тайна смерти. Прожить жизнь, только воспроизведя себя, – небольшое дело. Если мы какую-то часть нашей энергии оставляем на благо людей – значит, мы уже не умерли, уже не напрасны».
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020719/43556/