У нас этот метод ещё называют «Перевернутый класс», когда сначала без объяснения нужно что-то решить или выучить. А уж если тебе не понятно, то тогда и начинаются объяснения учителя.
Этот метод уже используется в сотнях школ Украины. Хотя, для преподавателей это немного неуютно. Но это и есть способ "научиться учиться".
= = = = = = = = = = = = = = = = =
В последние несколько лет в Сингапуре начал активно применяться метод обучения детей математике под названием «продуктивный провал» («productive failure»), предложенный главой Лаборатории исследования учебных процессов Национального института образования страны Ману Капуром (Manu Kapur).
![Image: https://spektrnews.in.ua/img/2017/11/684/68418_960xx_.jpg](https://static.spektrnews.in.ua/img/2017/11/684/68418_960xx_.jpg)
Ученикам сначала предлагают попробовать решить пример или уравнение, а только потом объясняют, как нужно было это сделать. Учёный считает, что обученные таким образом дети лучше запоминают информацию, чем их сверстники, получавшие знания привычным образом.
Это одновременно кажется продуктивным и контрпродуктивным: люди действительно лучше учатся на своих ошибках. Однако безуспешные попытки решить незнакомое уравнение могут лишить детей уверенности в собственных силах.
Возникающие трудности активируют у людей части мозга, способствующие более глубокому запоминанию. Ученики должны понять, что им известно и чего им не хватает для решения задачи.
Это позволяет не только лучше запомнить решение, но и намного успешнее справляться с нетривиальными задачами, возникающими в дальнейшей жизни.
Министерство образования Сингапура выделило на исследования Капура миллион долларов, включая 460 тысяч долларов на обучение учителей.
В 2013 году Капур провёл эксперимент на учениках девятого класса частной индийской школы. Он дал им задачу, которая решалась с помощью среднеквадратического отклонения, о котором они ещё не знали.
Учеников разделили на две группы: членов одной из них попросили в течение 30-45 минут искать решение задачи, а потом объяснили, как с ней справиться, а участникам другой — сначала всё объяснили, а затем дали практическое задание. Затем в обеих группах провели тестирование.
Исследование показало, что обе группы одинаково хорошо справлялись с применением готовых формул, однако те, кто прошёл через «продуктивный провал», лучше понимали суть проблемы и адаптировались к её видоизменённым версиям.
Капур проводит свои тесты с 2003 года. С тех пор их успешно воспроизвели в США, Германии и Австралии, но у учителей метод пока вызывает смешанные реакции. Многие преподаватели считают способ эффективным, однако опасаются, что он может не подойти для решения стандартных тестов и подготовки к государственным экзаменам.
Кроме того, такое обучение кажется сложным не только ученикам, но и самим преподавателям: для них проще сразу поделиться своими знаниями, чем объяснять ученикам, в чём они были неправы.
Капур считает, что стандартный способ обучения «закрывает разум» детей: имея одно решение, они не будут пытаться искать другие — возможно, более креативные.
Владимир Спиваковский