Падение экономики Украины по итогам 10 месяцев 2015 г. составило 11,8%, говорится в недавнем сообщении Министерства экономического развития и торговли.
«Сводный индекс производства товаров и услуг по итогам января-октября сократился на 13,5%, соответственно падение ВВП по расчетам Минэкономразвития оценивается в 11,8% против падения ВВП в сентябре на уровне 12,6%», — уточняется в материалах МЭРТ.
Чиновники обращают внимание на положительные тенденции в транспортной отрасли, добывающей и пищевой промышленности.
Отталкиваясь от этих расчетов специалисты министерства прогнозируют, что по итогам 2015 г. падение экономики замедлится до 10% «плюс-минус» один процентный пункт. При этом в ведомстве оставили без изменений ожидания по замедлению падения промышленности —13,5-13,7% по итогам года.
Пока с заключениями чиновников соглашаются немногие. Лишь начальник отдела инвестанализа аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Ткачев, назвал прогнозы МЭРТ реалистичными и такими, что отображают основные тенденции, влияющие на развитие экономики страны в целом. Также эксперт отмечает, что ожидания министерства коррелируют с прогнозами международных организаций. Действительно, к примеру, Международный валютный фонд (МВФ) ранее сообщал, что падение ВВП по итогам года составит 9%.
В 2015-ый не верят
Однако остальные экономисты не согласным с ним и заключением министерства. «Думаю, что темпы падения экономики Украины по итогам 2015 года составят 12-13%. У МЭРТ нет такого доступа к данным, чтобы считать ВВП, как это делает Госслужба статистики, да и сам по себе этот процесс трудоемкий», — заверил главный финансовый аналитик РА «Эксперт Рейтинг» Виталий Шапран.
Результаты, полученные в министерстве он объясняет низкой сравнительной базой, так как «четвертый квартал 2014 г. для экономики был провальным». Также эксперт допускает манипуляции специалистов МЭРТ с дефлятором. «Всех возмутило заявление о дефляции в октябре, которая на потребительском рынке не ощущалась абсолютно», — подчеркнул эксперт.
Негативно в четвертом квартале 2015 г., по мнению аналитика UniCredit Bank Андрея Приходько, на украинской экономике скажется низкий спрос на сталь на мировых рынках в совокупности с падением цен на этот экспортоориентированный продукт. Также к негативным факторам эксперт причисляет падение урожая кукурузы (основной экспортной культуры) на 19%.
В 2016-ом перезагрузка?
В тоже время финансисты отмечают, что оценки и прогнозы макроэкономических индикаторов Украины на 2015 г. уже малоинтересны инвесторам. Так как общая ситуация в стране понятна и что важно, она оказалась хуже, чем прогнозировалось в начале года. Напомним, что на старте 2015-го были надежды, что ВВП нашей страны снизится лишь на 5,5%.
Главный вопрос на сегодня: сможет ли украинская экономика активно прогрессировать в 2016 г. Как ранее писали «Вести», министр финансов Наталия Яресько недавно подтвердила ожидания правительства по 2%-ному росту ВВП Украины. Аналогичный прогноз делают и некоторые международные организации, например, международное рейтинговое агентство Moody's. «Мы ожидаем дальнейшего роста экономики (Украины — Авт.) на 2% в год, однако это потребует выполнения целого ряда условий, включая продолжение структурных реформ, реализацию антикоррупционной стратегии и достижения положительной долговой динамики», — говорится в заключении его аналитиков.
С ними соглашаются и наши экономисты. «Украина прошла дно и постепенно начинает увеличиваться ВВП. При сохранении внешне- и внутриполитической обстановки, хотя бы в существующем состоянии, можно ожидать роста экономики на уровне примерно 2%», — считает генеральный директор инвесткомпании Pro-Consulting Александр Соколов.
Основным двигателем роста, по его мнению, станет реальный сектор экономики. «Однако, на восстановление прежних объемов производства потребуется время. Ожидается оживление в сегменте услуг и торговли», — сказал он.
Помимо этого, в следующем году может незначительно увеличится и внутренний спрос на отечественную продукцию в связи с удорожанием импортной. «Население и местный бизнес ищут более выгодные альтернативы. Но, к сожалению, пока стандарты качества и технические параметры украинской продукции не могут эффективно конкурировать с импортными аналогами», — отметил Виталий Шапран. При этом прогноз эксперта по росту экономики на следующий год менее оптимистичен нежели ожидания Минфина. «Думаю 2016 г. нужно назвать годом нулевого роста. 2% — это слишком формальный прогноз. Главное удержаться от дальнейшего падения ВВП, а риски такого падения есть», — заверил Шапран. К ним он причисляет падение цен на украинский экспорт, на фоне снижения объемов его потребления, разрушение экономических связей с Россией, а также слабый интерес к украинскому экспорту со стороны ЕС.
Более оптимистично на ближайшее будущее смотрит начальник отдела стратегического планирования UniCredit Bank Егор Перелыгин, однако его прогнозы также хуже ожиданий правительства и международных организаций. «Думаю, 2016 г. будет очень сложным и будет представлять собой некую платформу для перезагрузки всей экономики. По моим ожиданиям следующий год завершится ростом ВВП в 0,7-1,4%», — говорит экономист.
Основными причинами для такого пессимистичного прогноза, Перелыгин считает отсутствие прогресса в проведении структурных реформ, особенно в судебной системе, высокий уровень коррупции, высокую инфляцию, проблемы с диверсификацией и модернизацией экспортного потенциала, падение цен на сырье в мире и отсутствие инструментов долгосрочного финансирования бизнеса и предпринимательства.
Восстановятся немногие
Экономисты считают, что даже частично в будущем году смогут восстановиться немногие отрасли. «Много надежд возлагается на агропромышленный сектор, но АПК не может тянуть такой «тяжелый груз» в одиночку. Аграрии продолжат генерировать критически-важную валютную выручку для Украины, но если металлургический комплекс и химическая промышленность не смогут расширить спектр рынков сбыта, то возникнут серьезные проблемы», — заверил Егор Перелыгин. При этом, он видит возможность поддержать экономику у технологического сектора и легкой промышленности.
Не ожидают финансисты в 2016 г. и особых денежных вливаний в украинскую промышленность из-за рубежа. Даже несмотря на то, что на прошлой неделе частный инвестиционный фонд Ukrainian Redevelopment Fund LP (URF), управляемый Soros Fund Management (SFM) в интересах семьи Сороса, стал одним из «якорных» инвесторов нового фонда прямых инвестиций Dragon Capital New Ukraine Fund под управлением инвесткомпании Dragon Capital. «Сорос — это политический инвестор, такую сделку я могу назвать знаковой — но она никак не отразиться на экономике страны», — убежден Виталий Шапран.
Не верит в крупные вливания или прямые иностранные инвестиции в
украинскую экономику пока «не решится острая проблема с коррупцией и с
происходящим судебным произволом» и Егор Перелыгин. «Также, нужно
вернуть доверие к местной банковской системе и предложить крупным
инвесторам и кредиторам новые «инструменты хеджирования» и новую
законодательную базу в отношении налогового обложения, реструктуризации
корпоративного долга и «деривативных инструментов», — объяснил он.