Иранская блокада стратегического Баб-эль-Мандебского пролива дорого обойдется Израилю, главным образом, с точки зрения торговли с Востоком. Между тем, конфликт из-за водного пути может увеличить стоимость морского страхования
На прошлой неделе премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль присоединится к коалиции против Ирана, если тот попытается заблокировать пролив Баб-эль-Мандеб в Красном море.
«Если Иран попытается блокировать Баб-эль-Мандеб, он окажется перед лицом международной коалиции, которая также будет включать в себя государство Израиль и все его оружие», - предупредил Нетаньяху в своем выступлении на церемонии вручения дипломов израильским офицерам ВВС.
Что побудило Нетаньяху угрожать Ирану? Может быть, ответ частично кроется в замечании, сделанном на этой же церемонии министром обороны Авигдором Либерманом, который сказал, что «в последнее время мы слышали об угрозах израильским судам в Красном море». Но для опасений у Нетаньяху должны быть и другие причины.
Баб-эль-Мандеб является стратегическим водным путем и основным маршрутом международной торговли. Судам приходится либо проходить через него, либо огибать африканский континент. Большая часть нефти, транспортируемой из стран Персидского залива в Европу, проходит через пролив.
В 1967 году египетская блокада другого морского пути, Тиранского пролива, была одной из причин Шестидневной войны. В то время Израиль опасался потери своей силы сдерживания, не говоря уже о других проблемах, связанных с торговлей с Востоком.
Если Израиль присоединится к международной коалиции против Ирана из-за пролива Баб-эль-Мандеб, для этого будет несколько причин, причем некоторые не изменились с 1967 года. Израиль хочет защитить свои экономические интересы и контакты на Востоке, преимущественно связанные с Китаем. Он заинтересован в коалиции, которая защищает Египет и Саудовскую Аравию; этот шаг, вероятно, укрепит геополитический статус Израиля на Ближнем Востоке и его отношения с другими странами Персидского залива, которые боятся Ирана.
С экономической точки зрения, через Баб-эль-Мандеб каждый год в Израиль и из Израиля проходит около 15 миллиардов долларов. В частности, по данным Центрального статистического бюро, стоимостной объём импорта из Азии и Океании (Австралия и Новая Зеландия) в 2017 году составил 12,3 млрд. долларов США, а экспорта - 3 млрд. Общая сумма товарооборота в прошлом году была равна 130 млрд, из которых 69 млрд. - импорт и 61 млрд. - экспорт.
Через пролив Баб-эль-Мандеб проходит 18% всего импорта и 5% всего экспорта Израиля. Он импортирует по морю больше товаров из Китая (15,5% всего импорта), чем из Германии (7,2%), Соединенных Штатов или Турции. Что касается экспорта, Израиль отправляет больше товаров в Соединенные Штаты (19,4% от всего экспорта), Голландию и Турцию, чем в Китай (4,8%).
Эксперты говорят, что торговля Израиля с Китаем скоро оживится и в ближайшие годы превысит экспорт из Соединенных Штатов. В основном, Израиль покупает у Китая технику и электрооборудование, текстиль, металлы и химикаты, а Китаю продает химикаты и дистилляты нефти.
Израиль также поддерживает торговые отношения с Южной Кореей, Японией и Австралией, но закрытие Баб-эль-Мандеба, в основном, нанесло бы ущерб импорту из Китая и в целом ввозу автомобилей с Востока. Следует отметить, что любая напряженность из-за пролива приведет к росту стоимости морского страхования, что, в свою очередь, выльется в рост цен на товары.