"Прошли два года и триста пятнадцать дней войны" - Альфред Кох

"Прошли два года и триста пятнадцать дней войны" - Альфред Кох

Сегодняшние карты ISW показывают медленное продвижение россиян только в одном направлении - на Покровск.

И вот об этом продвижении, вернее - о способе этого продвижения я бы и хотел сегодня написать. Последние несколько недель стало вдруг очень модно обсуждать сколько квадратных километров украинской территории захватили россияне, какие у них темпы продвижения, как меняются эти темпы, когда они были высокие, а когда - низкие и т.д.

Вот и сегодня украинский сайт “Militarny” приводит такие цифры продвижения россиян в июне - декабре 2024 года:

июнь – 100 км²\месяц и 3,4 км²\сутки

июль – 160 км²\месяц и 5,2 км²\сутки

август – 370 км²\месяц и 12 км²\сутки

сентябрь – 400 км²\месяц и 13,4 км²\сутки

октябрь – 560 км²\месяц и 18,7 км²\сутки

ноябрь – 610 км²\месяц и 20,3 км²\сутки

декабрь – 510 км²\месяц и 16,45 км²\сут.

И хотя темпы российского наступления постепенно растут, однако следует отметить, что в декабре они упали. Но главное, на мой взгляд, не это. Главное, что даже такие темпы (пусть даже самые высокие - ноябрьские) не дают россиянам оснований надеяться на то, что они смогут захватить какую-то стратегически значимую часть Украины в обозримые сроки (например, за два - три года).

Напомню, что общая площадь Украины составляет чуть больше 600 тыс. кв. км. На сегодня россияне оккупировали 20%, то есть примерно 120 тыс. кв. км. Но Крым (27 тыс. кв. км) им сдался без боя. Кроме этого, на 23 февраля 2022 года Россия де-факто контролировала зону ОРДЛО, то есть еще 43 тыс. кв. км. Таким образом, за почти три года россияне добавили к зоне своей оккупации лишь 50 тыс. кв. км, то есть 8,3% территории Украины.

Кроме этого, следует учитывать, что из-за предательства (совершенного пока еще не установленными лицами из числа высшего украинского руководства) россияне, выйдя из Крыма через преступно незаминированный перешеек, почти не встретив никакого сопротивления (на второй день были уже у Антоновского моста) захватили и теперь контролируют две трети Запорожской и Херсонской областей. Это примерно 35 тыс. кв. км. украинской территории, которая достались россиянам на шару, то есть фактически просто подарена Путину анонимными предателями Украины.

Таким образом, по состоянию на январь 2025 года путинская армия в прямом смысле слова “завоевала” только 15 тыс. кв. км. украинской территории. С учетом того, что прошло уже 1045 дней войны, получается, что средний темп продвижения россиян за все это время составил около 14 кв. км. в сутки, то есть примерно соответствует уровню сентября прошлого (2024) года.

Допустим, для того, чтобы сломить сопротивление ВСУ россиянам нужно захватить примерно столько же, сколько они уже захватили: то есть еще 50 тыс. кв. км. (что, разумеется, абсолютно взято с потолка и любой украинец вам скажет, что потеря еще 8% Украины никак заметно не скажется на продолжении сопротивления). Но это значит, что с нынешними темпами продвижения они будут это делать еще десять (!) лет.

Еще раз для особо одаренных: с нынешней тактикой ведения войны россиянам, чтобы захватить новые 50 тыс. кв. км. Украины потребуется еще 9 лет и 8 месяцев. При этом они потеряют от 3 до 5 млн. солдат и потратят на эту войну еще 1 триллион 200 млрд. долларов. Даже самый упертый и пророссийски настроенный эксперт вам скажет, что это нереально. Что экономический и социальный коллапс наступит в России значительно раньше.

Из истории мы знаем, что высокие темпы продвижения войск возможны только в случае использования тактики т.н. “танковых клиньев”, когда на узком участке фронта танковые соединения прорывают фронт и уходят вглубь территории противника, соединяясь там с такими же, прорвавшими фронт в другом месте, соединениями. В результате большие массы войск противника оказываются в окружении и вынуждены либо сдаваться, либо бежать куда глаза глядят. Так напутал вермахт в 1939 - 1942, так же наступали советская и американская армии в 1943 - 1945.

Мы знаем, что эта тактика оказалась абсолютно бесполезной в нынешних условиях.

Глубокое минирование и массовое использование дронов изменили до неузнаваемости роль танков в современном бою. И поэтому в ходе этой войны выработались новые формы наступления. Прежде всего т.н. тактика “малых групп”. Насколько я могу судить ее придумали “вагнеровцы” во время штурма Соледара и Бахмута. И теперь уже обе стороны в основном только ее и используют.

Слов нет, эта тактика показала свою эффективность и она решает поставленные командованием задачи. Но какой ценой! Но даже хрен с ними с потерями. Россиян это никогда не останавливало. Главное другое: тактика “малых групп” не ведет к прорыву фронта и поэтому в принципе не может дать высоких темпов наступления. Вот эти 14 - 18 км. км в сутки - это и есть максимум того, на что способны войска, если они используют эту тактику.

А это значит, что россияне, если они все еще ставят перед собой цель сломить сопротивление ВСУ и нанести им стратегическое поражение, неизбежно стоят перед перспективой все тех же десяти лет, нескольких миллионов убитых и триллионов потраченных долларов.

Все сказанное в равной мере относится и к ВСУ, с той только разницей, что в этом случае речь идет о возврате с помощью военной силы оккупированной россиянами украинской территории. Нетрудно посчитать сколько ВСУ потребуется для этого времени, сколько будет потеряно украинских солдат и сколько денег придется на это потратить Западу.

Но на сегодня альтернативы тактике “малых групп” нет. Попытка ВСУ летом прошлого года осуществить прорыв фронта силами танковых и механизированных бригад закочнилась фиаско. Как и аналогичные попытки россиян.

Вот что я имею в виду, когда говорю, что война зашла в тупик. Ни одна из сторон не может переломить ее в свою пользу. Все эти путинские победные реляции - это все в пользу бедных. Ни Украина, ни Россия ничего принципиально в ходе войны изменить уже не могут. Они могут лишь продолжать это бессмысленное истребление друг друга и только. Никакого значимого преимущества никому из них это не даст. Ни сейчас, ни в обозримой перспективе.

Договорившись о прекращении огня обе стороны ничего не теряют в своем стратегическом положении. Но приобретают они всего лишь две вещи: они перестают терять людей и деньги. Если для вас это все пустяк - то можете продолжать. Но знайте одно: результата все равно не будет.

Если у автомобиля нет колес, то вы можете посадить за руль хоть самого лучшего водителя, установить на нем самый мощный двигатель и заправить его самым высококачественным топливом. Машина все равно не поедет. Поэтому приберегите и шофера и бензин.

Так получилось, что у этой войны нет колес. Она не умеет двигаться. Она едва ползет на брюхе. Таким макаром она не закончится никогда. Если только ее не закончить за столом переговоров.

Слава Украине!