Ну что ж, я продолжаю заниматься самым, наверное, неблагодарным и безнадежным делом - объяснять, что 2*2=4. А не 5, не 6, не -8 и даже не 3,99. 2*2=4, независимо от ваших эмоций и желаний. Независимо от партийной принадлежности, политической конъюнктуры и «кому выгодно». Если кто-то утверждает, что 2*2=6, это еще не повод в пику ему настаивать, что 2*2=-3. И аргументы вида «что вы критикуете нас за то, что у нас дважды два пять, лучше посмотрите на тех, у кого оно вообще минус восемь!» - тоже несостоятельны. Если симпатичный человек говорит, что 2*2=5 - он ошибается. И наоборот, если несимпатичный человек говорит, что 2*2=4 - он прав. Более того, если он говорит, что дважды два не равно пять - он тоже прав, даже если сам он при этом считает, что 2*2=7. В том, что семь, он неправ, а в том, что не пять - прав.
Когда объясняешь это на арифметической аналогии, никто не возражает. А вот стоит дойти до политики, как эмоции, символы веры и «аргументы» в стиле «Да кто ты такой?!» напрочь вырубают логическое мышление, причем антагонисты по разные стороны баррикад становятся похожи до неразличимости.
Замечу, впрочем, что аргументация «мы не должны уподобляться им» часто используется демагогически. Например, «казнить убийцу - значит уподобиться ему!» - это неправда, потому что убийца лишает жизни невинного, а правосудие - виновного. Но бывают и ситуации, когда сторона, являющаяся жертвой и черпающая в этом свое моральное оправдание, действительно начинает вести себя не лучше агрессора. Классический пример - тот невиданный со времен средневековья террор против мирного населения, который советские «воины-освободители» устроили в Германии (и не только, включая союзные Польшу и Югославию), оправдывая это «местью за преступления фашистов». Даже если оставить в стороне, что советская Россия изначально была союзником нацистской Германии, а многие «преступления фашистов» на самом деле совершены НКВД - мстить можно и нужно преступникам, а не их женщинам и детям.
Запрет российских интернет-сервисов в Украине, конечно, далеко не столь трагичен, даже если сравнивать с жертвами не Второй мировой, а нынешней российско-украинской войны (а это около 10 тыс. убитых украинских граждан (включая коллаборационистов), более 23 тыс. раненых, 2 млн беженцев). Но аргументация сторонников запрета вида «они нас убивают, а мы им всего-то отключили «вконтакте»!» является демагогией. Потому что, во-первых, сразу же возникает вопрос - кому «им»? Путин лишился аккаунта в «одноклассниках»? Шойгу не сможет задавать вопросы на otvet.mail.ru? Сечин не найдет новые разоблачения Навального через «яндекс»? Хоть один рядовой российский «ватник» пострадал от этого запрета? Нет. Пострадали 25 миллионов украинских интернет-пользователей.
Самая прямая аналогия решению украинских властей - это, конечно, не трагедии Второй мировой, а комедия российских «контрсанкций», введенных по принципу «ах, вы нас в глаз ударили - ну так мы себе ухо отрежем!» Когда в России, где качественная своя еда отсутствует как класс, давят тракторами западных гусей, жгут сыры и закапывают фрукты. Западные «враги» потеряли 2% рынка (а на том, что уничтожается на территории России, не потеряли вообще ничего - за это ведь производитель уже получил деньги), собственное население потеряло все, что еще можно было есть без отвращения и вреда для здоровья.
Немного найдется более радикальных противников России, чем я. Но, в отличие от России, нормальные государства существуют ради блага собственного народа, а не ради того, чтобы злить соседей. Посему, во-первых, хочешь что-то запретить - предложи своему населению адекватную замену. А ни собственных соцсетей, ни собственных порталов уровня «яндекса» и «mail.ru» в Украине нет. И не говорите мне «а зато есть «фейсбук» и «гугл». «Туалетной бумаги нет, зато есть конфетти и наждачная». Более отвратительной сети, чем «фейсбук», лично я не знаю (и не называю его иначе как «ФСБук») - вот уж кто постоянно практикует цензуру, блокирует пользователей (в т.ч. украинских) по жалобам «ватников» и за «неполиткорректные» слова и картинки, требует указывать реальное имя, выдвигает прочие бредовые претензии типа «у вас слишком много читателей, докажите, что они не боты», да плюс ко всему еще закрыт от поисковых систем и имеет крайне неудобный интерфейс! А «яндекс» обеспечивает пусть и кастрированный (только за последний месяц), но хоть какой-то поиск по русскоязычным блогам, чего больше не делает вообще никто.
Во-вторых, если бы аналог и был, это все равно российский подход a la «реновация»: правительство, тебя не спросив, решило снести твой дом, а жить будешь в «аналоге»! А ведь соцсеть с архивом постингов и комментариев, привычными сообществами, друзьями и подписчиками - это для многих даже более родной дом, чем физическое жилище. Я, например, за последние 7 лет сменил (без эмоций) 6 квартир, а веблог у меня все это время один, и если бы «родное» правительство попыталось лишить меня такового, я бы счел это прямой агрессией (к счастью, в США мне такое не угрожает).
В-третьих, прекратить всякое сотрудничество с Россией стоило бы еще три года назад, да вот только начинать надо не с соцсетей. Товарооборот Украины с Россией в 2016 составил $10,23 млрд. Да, все годы войны он снижается, но он все еще больше 10 миллиардов, из которых 6,28 - это импорт, а взаимные инвестиции в 2016 даже выросли, причем официальный украинский сайт russia.mfa.gov.ua называет это улучшением. Вот с этим боритесь, а не с бесплатными для украинских пользователей соцсетями и поисковиками. (Про русский бизнес Порошенко уж и напоминать неловко. Кстати, на днях в Украине введены заградительные пошлины на российский шоколад - удивительное совпадение, правда?)
Впрочем, несостоятельность экономических аргументов блокировки настолько очевидна, что они уже почти и не приводятся. Главный лозунг теперь – «не нужны украинцам эти ФСБшные сети!» И опять демагогия. Блокировать пропагандистские сайты, особенно во время войны - можно и нужно (как я уже подчеркивал, свобода слова - это свобода мнений, а не преднамеренной лжи). Но соцсети и поисковые системы - это просто техническое средство. Его наполняют содержимым пользователи любых взглядов. Я весь первый год войны читал во «вконтакте» страницы «Правого сектора» и «Азова» и сейчас читаю некоторых радикальных антипутинских пользователей. А большинство страниц там вообще не имеют отношения к политике. Лишать украинских пользователей доступа ко всему этому - все равно что запрещать телевизор из-за того, что там могут показать Д.Киселева. Не Киселева запрещать, а именно сам телевизор. И можно подумать, что антиукраинскую пропаганду нельзя вести в том же «фейсбуке»!
«Данные украинских пользователей попадут в ФСБ?» Во-первых, предупредите их об этой опасности и позвольте самим решать, бояться ли этого (мне, например, плевать - пусть хоть обчитаются моими постами, глядишь, лопнут от злости). К военным и госслужащим требования особые, но при чем тут все остальные? А во-вторых – «ФСБшными» почему-то считаются отнюдь не все российские сервисы, хотя все они подчиняются одним правилам! Например - под блокировки не попали «rambler» и «livejournal» (особенно смешно читать эскапады в защиту блокировок в последнем - вы сперва свой аккаунт в LJ удалите!) Одни заплатили, а другие нет?
В общем, во всем этом лишь один плюс - российские пропагандисты кинулись объяснять украинцам, как обходить блокировки, забыв, насколько полезны их советы в самой России, заблокировавшей уже 78 тыс. сайтов. Но еще раз напомню - если у наших врагов 2*2=-8, это еще не значит, что у нас оно должно быть 5.