"Путь к сердцу Фицо лежит через газопровод" - Иван Преображенский

"Путь к сердцу Фицо лежит через газопровод" - Иван Преображенский

Словацкий премьер посетил Москву, но почти ничего не рассказал о том, что он там обсуждал с Владимиром Путиным, став вторым европейским лидером, который встретился с российским руководителем после 2022 года. Украинский президент Владимир Зеленский в связи с этим отметил, что такие скрытные переговоры обычно случаются в интересах не страны, но конкретного кошелька. Как газ в руках Кремля в очередной раз становится политическим инструментом.

Поездка словацкого премьера в Москву проходила в формате спецоперации. Анонсировал этот визит президент Сербии, а сам словацкий премьер не подтверждал «слухи», пока не оказался в России. Для него информационной подготовкой к встрече с Путиным был рассказ о том, как в Брюсселе украинский президент Владимир Зеленский предлагал Словакии компенсацию в 500 млн евро из замороженных российских средств в обмен на отказ от блокировки приглашения Украины в НАТО.

Оскорбленную невинность по этому поводу словацкий премьер разыгрывал позднее и в Москве. Причем эта пантомима, похоже, очень понравилась Владимиру Путину. Настолько, что в Рождественский сочельник, 24 декабря, путинский кум Виктор Медведчук, бывший украинский олигарх, лишенный гражданства за госизмену и переход на сторону России, подал в заявление в генеральную прокуратуру Бельгии. Этот известный украинский коррупционер обвинил Владимира Зеленского в «попытке подкупа» Роберта Фицо.

Это классическая для Кремля схема «переноса» — обвинения противника в собственных преступлениях или преступных намерениях. Зеленский ведь публично говорит о том, что тайные переговоры — даже без итоговой пресс-конференции по такому денежному и чувствительному вопросу, как поставки российского газа в Европу со скидками — это теневые схемы.

Украина долгие годы сама была участником таких схем, правда, до 2014 года и начала российской агрессии. Затем «газовая дружба» с Кремлем для Киева закончилась. Ну а для Роберта Фицо, напротив, похоже, примерно тогда и началась. Что не мешает теперь российскому руководству, стараясь коррумпировать словацкого премьера, обвинять в попытке его подкупа Владимира Зеленского.

Прибыльное газораспределение

В 7 часов утра 1 января 2025 года Украина должны «закрутить вентиль» и прекратить транзит в Европу российского газа, который шел по ее трубопроводной системе в соответствии с договором даже во время полномасштабной российской агрессии. Новое соглашение между российским «Газпромом» и украинским «Нафтогазом» явно подписано уже не будет.

И если верить заявлениям Орбана и Фицо, после собственно России главными проигравшими будут Венгрия и Словакия. По примерным оценкам экспертов, словацкий бюджет получал только от транзита российского газа примерно 500 млн евро в год, то есть как раз ту сумму, которую Владимир Зеленский предлагал в виде компенсации.

Однако речь ведь не только о транзите. Словакия сама использовала дешевый газ, перерабатывала его (а заодно и российскую дешевую российскую трубопроводную нефть) и перепродавала дальше в ЕС. По той же схеме, кстати, работали много лет и лукашенковская Беларусь, и орбановская Венгрия.

Формально, впрочем, в Венгрии и Словакии зарабатывали на этом частные компании. Причем не только местные, но и общеевропейские. Например, всего за четыре дня до поездки Фицо в Москву богатейший чех Даниэль Кретинский (точнее его холдинг EPH) купил две трети крупнейшей словацкой энергогенерирующей компании — «Словацкие электростанции».

Естественно, это должно считаться совпадением, ведь иначе придется предположить, что крупный бизнес знал то, чего не знали даже в Еврокомиссии. Например, что словацкий премьер поедет в Москву и будет выбивать для своей страны дешевый российский газ, а может, и ядерное топливо для АЭС. А ведь это уже называлось бы даже не конфликтом интересов, а прямой коррупцией.

Как сохранить поставки российского газа?

Владимир Зеленский говорит, что предлагал Фицо разные схемы по насыщению Словакии любым другим природным газом, кроме российского. На самом деле, это проще простого, потому что в 2022 году, еще до прихода нынешнего премьера к власти, был запущен новый, идущий через Польшу газопровод, который позволяет покрыть собственные потребности Словакии в природном газе за счет норвежского газа или сжиженного газа из США или с Ближнего Востока.

Но в реальности что Словакия, что Венгрия хоть и знают, что могут получить газ по другим каналам, заняты тем, что придумывают схемы именно для покупки российского газа и сохранения его транзита через Украину. Возможно, в надежде, что после прихода к власти в США Дональда Трампа российскую агрессию против Украины удастся быстро завершить переговорами. Война закончится, а поставки самого дешевого газа останутся.

Пока же основными для сохранения транзита через Украину остаются две схемы. Первую откровенно прокручивает Владимир Путин. Ранее он предлагал Узбекистану и Казахстану создать газовый консорциум, в котором, очевидно, российский газ «потерялся» бы и формально в Европу шел бы центральноазиатский газ.

Второй вариант — на газ можно было бы повесить ярлычок Made in Azerbaijan. Недавно Путин лично ездил к Ильхаму Алиеву в Баку и договаривался о возможном транзите азербайджанского газа в Европу через Россию — а значит, и через Украину. Так украинское условие, чтобы не было никакого российского газа в украинских трубах во время войны, формально было бы соблюдено.

Есть и еще один вариант. Он завязан на том, в какой момент газ меняет собственника. Сейчас, как это было и до войны, словацким (венгерским, австрийским, итальянским и так далее) российский газ, идущий через Украину становится на первой газораспределительной станции в Словакии. Виктор Орбан уже публично предлагает менять владельца раньше.

Где именно? Об этом публично не говорят, но это, очевидно, могла бы быть российская газораспределительная станция в Судже. Сейчас она одновременно формально находится на международно признанной территории России в Курской области и остается под контролем занявших этот регион вооруженных сил Украины.

Если менять собственника газа на этой станции, то по Украине пойдет уже газ европейских покупателей, с ними и будут заключаться соглашения о транзите. И тогда по бумагам ни капли российского газа в украинскую газотранспортную систему не попадет. Бинго! Условия выполнены — транзит продолжается.

Что взамен?

Разумеется, любая из схем, которая позволяет обойти запрет на транзит российского газа по территории Украины, может работать только при условии ее поддержки со стороны Путина, Евросоюза, покупателей газа в лице Орбана, Фицо и других. Но не только. С 20 января в эти переговоры вмешается новый президент США Дональд Трамп. В теории ему эта схема понравиться не должна — он же хочет, чтобы российский трубопроводный газ в ЕС повсеместно был заменен на американский сжиженный.

«Началась новая большая энергетическая игра». Зачем Украина блокирует поставки нефти «Лукойла» в Венгрию и Словакию и чем это грозит

Анализ

Соответственно, опять же в теории, Трамп вряд ли примет участие в принуждении к соблюдению этого нового соглашения Владимира Зеленского. Но на практике никто не знает, чего захочет американский лидер и не согласится ли он включить газовый вопрос в общие переговоры по прекращению войны в Украине.

Трамп уже говорит, что Путин хотел бы встретиться с ним для обсуждения такой сделки. Значит — сделка возможна, кстати, о газовой ее составляющей с Трампом может говорить, например, Виктор Орбан, который делал на него ставку еще до выборов в США и рассчитывает на заслуженную награду за лояльность. Собственно, как и с Путиным, которого Орбан относит к своим друзьям и честным партнерам Венгрии.

В сущности, это и есть главный вопрос — сможет ли Украина выдержать давление, если Орбан с Фицо сумеют убедить ЕС «закрыть глаза» на продолжение поставок российского газа? А Путина с Трампом — согласовать эту сделку? И все это при условии, что Фицо и Орбан платят Кремлю блокировкой помощи Украине, а главное — блокированием ее приглашения в НАТО (даже если на это согласились бы США и ФРГ, чего пока тоже не случилось).

Случится ли сделка? Раньше января ясность не наступит. Но пока, несмотря на активность Роберта Фицо и его венгерского партнера, неизвестных слишком много, чтобы говорить, что Украина уже проиграла.