Выступление президента Соединенных Штатов, в котором он объяснил причины санкций против России и призвал к прекращению эскалации, по сути, объясняет как Байден собирается выстраивать отношения с Путиным.
С сильной позиции, которая подразумевает задействование санкционных инструментов и давление на Кремль. Но вместе с тем – диалог, который позволяет Владимиру Путину отказаться от эскалации в обмен на смягчение санкционного режима и выстраивание нормальных отношений хотя бы по тем вопросам, по которым стороны могут договориться.
Не сомневаюсь, что Путин не услышит Байдена. Во-первых, потому, что уже сам факт давления на Россию воспринимается им как нарушение условий «равноправия». Ведь главная идея Путина – быть на равных с мировыми лидерами. И совершенно неважно, что экономический потенциал России значительно уступает потенциалу ведущих стран мира. Как не очень важно и то, что политический вес России базируется исключительно на хулиганстве, на агрессии, на преступлениях, а не на реальном влиянии.
Во-вторых, потому что Путин – при всей своей мании величия – воспринимает Россию как жертву западной агрессии. И это не анекдот, нет. По мнению Путина, Запад развалил Советский Союз, мешает объединению «исконных русских земель» - то есть России, Украины и Беларуси, а когда сами русские люди хотят воссоздать свое государство, вводят санкции.
В-третьих, потому, что любое предложение разговаривать Путин воспринимает как признак слабости, а не силы. Он не понимает, что такое конструктивный диалог. Он уверен, что если одна сторона предлагает разговаривать, значит – она готова капитулировать и нужно еще сильнее давить. Это касается не только Зеленского. Байдена это тоже касается.
Поэтому никакого серьезного американско-российского диалога не будет. Как не будет и прекращения эскалации на украинском направлении. Путин может разве что быть осторожнее, чтобы не сорвать сам саммит президентов США и России. Но после него вновь вернется к давлению на Украину – какими бы ни были результаты встречи. И так будет продолжаться годами – пока Путин президент и пока Украина существует.