На этой неделе Украина оказалась втянута в крупный международный скандал. 14 августа в The New York Times появилась статья North Korea’s Missile Success Is Linked to Ukrainian Plant, Investigators Say, в которой, со ссылкой на «данные экспертного анализа и засекреченные оценки американских разведслужб» говорится, что успех Пхеньяна в испытаниях межконтинентальных баллистических ракет может быть связан с покупками мощных ракетных двигателей на черном рынке. Упоминается украинский завод «Южмаш». В статье указывается, что украинское предприятие, «исторически связанное с российской ракетной программой», из-за тяжелого положения, в котором оно оказалось после разрыва всех связей с Россией, вполне могло выставить свои секреты на продажу.
Государственное предприятие Южмаш тут же опровергло эту информацию, заявив: «Предположение авторов публикации и процитированного ими «эксперта» касательно возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности». Южмаш никогда ранее не имел и не имеет никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Более того, на предприятии утверждают, что ракеты и ракетные комплексы военного назначения в годы независимости Украины не выпускались. «Единственный серийный двигатель, поставляемый в последние годы на экспорт (РД-843 в Италию для европейской ракеты-носителя Вега), предназначен для запуска и работы в условиях открытого космоса и по своим характеристикам (в том числе, по силе тяги) не пригоден для использования в баллистических ракетах военного назначения», - отметили в Южмаше. В пресс-службе также сообщили, что государственное предприятие полностью соблюдает требования режима контроля за ракетными технологиями, поэтому ни о каком шпионском триллере, а тем более о продаже двигателей на черном рынке не может быть и речи.
Секретарь Совета безопасности и обороны Украины Александр Турчинов высказал предположение, что появившаяся публикация может быть провокацией российских спецслужб. А заместитель министра Информполитики Дмитрий Золотухин напомнил, что один из экспертов Майкл Эллман, на слова которого ссылается The New York Times, в 1995-2001 годах возглавлял программу сокращения ракетных вооружений в России.
Справедливости ради стоит отметить, что эксперт по ракетам из Международного института стратегических исследований Майкл Эллман никогда не утверждал, что Украина поставила северокорейскому режиму ракетные двигатели. В его комментарии много таких выражений, как «возможно», «может быть», «вероятно». Единственное, что говорится наверняка, так это то, что двигатели для ракет очень напоминают советские, разработанные в 70-х годах. Только два предприятия в СССР производили нечто подобное. Одно из них, днепровский Южмаш. Позднее Майкл Эллман в своем Twitter написал: «Я не верю, что украинские власти знали или способствовали, если двигатели происходят из Украины. Наоборот – Украина арестовывала северокорейцев в 2012 году... Позвольте мне уточнить относительно источника поступления двигателей для межконтинентальных баллистических ракет в КНДР: «Южное» – один из нескольких возможных источников. У России есть и другие потенциалы».
За неделю до разразившегося скандала, немецкая Deutsche Welle опубликовала интервью с инженером-ракетостроителем, профессором Робертом Шмукером, в котором говорится, что КНДР не просто использует советские технологии. По мнению Шмукера, основные компоненты ракет, которые демонстрирует миру КНДР, прибыли в страну из-за границы. Но и это не все! Профессор утверждает, что даже имея чертежи, производство подобного вооружения нуждается в полевых испытаниях, которых в Северной Корее, находящейся под постоянным наблюдением, не было. За последние 14 месяцев режим в Пхеньяне представил сразу 7 новых типов ракет. Это сверхзатратные проекты. «Вам нужны семь проектных групп, несколько заводов по производству ракет разного диаметра, для них необходимы различные материалы, топливо и так далее. Вести такую работу параллельно, да еще и так, чтобы почти все запуски с первого раза были успешными? Такого не смог добиться еще никто. Ну, или же ракеты прибыли извне», - говорит профессор. Он считает, что Пхеньян, даже имея чертежи, просто не мог в столь короткие сроки переоснастить свое ракетное производство под новые технологии. «Предыдущие ракеты, которые северокорейцы то и дело запускают, являются ракетами типа «SCUD», «Нодон» и «Точка» - все это советские разработки. По фотографиям с военных парадов, с запусков видно, что подавляющее большинство из них - старые советские ракеты. Но новые ракеты, запуски которых состоялись в последние 12-14 месяцев, основываются на иной технологии, которая уже не имеет отношения к «SCUD» и другим. Они должны были создать эту технологию буквально из ничего. Но и здесь мы видим, что использованные в этих ракетах двигатели совершенно точно поступили из России», - рассказал Роберт Шмукер.
Это не первый случай, когда Украину обвиняют в поставках вооружения одиозным режимам. Весной 2002 года экс-сотрудник госохраны президента Кучмы Николай Мельниченко дал показания Большому жюри Сан-Франциско в рамках расследования так называемых «пленок Мельниченко». Бывший майор рассказал, что в сделанных им записях зафиксирован разговор между президентом Кучмой и руководителем Укрспецэкспорта Малевым, в ходе которого якобы обсуждаются детали возможной продажи в Ирак четырех украинских станций пассивной радиолокации. Система «Кольчуга», о которой шла речь, способна засечь даже знаменитый американский самолет-невидимку «Стелс». Когда информация о том, что Украина в обход санкций продала Ираку столь серьезную технику, была вброшена в медийное пространство, поднялся страшный скандал. Страна оказалась в изоляции, Кучма стал изгоем, все программы сотрудничества между Украиной и НАТО были прекращены. Это сорвало перспективы получения плана действий по членству Украины в Североатлантическом альянсе. «Кольчуг» в Ираке так и не нашли, Малев - руководитель Укрспецэкспорта, вскорости погиб в загадочной автомобильной катастрофе, а майора Мельниченко стали называть не иначе, как сотрудником российского ФСБ. Скандал «Кольчуг» стал важным звеном информационной спецоперации, помешавшей Украине приблизиться к вступлению в НАТО. Или еще случай. 8 октября 2013 года, накануне срыва подписания ассоциации Украина-ЕС The Washington Post сообщила, что экипаж украинского грузового судна во время одного из рейсов выключил радиотранспондер и пропал с радаров. Утверждалось, что Украина тайно оказывала «военную помощь правительству Сирии». Позже было напечатано опровержение. Информация, «предоставленная менеджером судна Ocean Fortune, а затем проверенная The Washington Post через независимые источники», свидетельствует о непричастности Украины к военному конфликту в Сирии.
В принципе, статья в NYT только развивает мысль, высказанную немецким инженером. Северокорейский режим, угрожая Соединенным Штатам ядерными ударами, опирается на помощь извне. Более того. Оба эксперта единодушны, очерчивая круг подозреваемых. «Россия или Украина. Украинский Южмаш или российский Энергомаш?» - Очень четкое «или-или». Украинские эксперты не сомневаются, что скандал с ракетными двигателями инспирирован из России. Стремясь помешать передаче Украине американского оборонительного вооружения, Москва вполне способна организовать информационную кампанию, подобную скандалу «Кольчуг». Учитывая, что Россия последовательно поддерживает режим Ына, голосует в Совбезе ООН против антисеверокорейских санкций и имеет с КНДР общую границу, предположения о военном сотрудничестве между двумя странами-изгоями более чем реалистичны.
Единственное, что сегодня можно сказать наверняка, так это, что передача двигателей, в отличие от «Кольчуг» – это реальность. А это значит, что мы имеем дело не просто с информационным вбросом. Перед нами настоящее международное преступление. Кто-то ввез двигатели в КНДР и, таким образом, стал соучастником угрозы военного нападения на США. Публикации в американской и немецкой прессе только ставят вопрос. Но отвечать на него должны спецслужбы. Кто вооружает неадеквата, угрожающего США ядерным холокостом? Украина, которая ведет переговоры о поставках американского вооружения для защиты от российской военной агрессии, или Россия, которая угрожает миру «радиоактивным пеплом», размещает на своей территории северокорейские трудовые лагеря и пытается обвинить Украину то в уничтожении малазийского Боинга, то в «распятых мальчиках»? Есть еще один вопрос, на который непременно будет получен ответ. Какие цели преследует загадочный спонсор северокорейского хаоса? Что-то подсказывает, что сенсационных открытий в данном случае не будет. Ответ уже очевиден.