Рош ха-Шана, что буквально означает «глава года» - еврейский новый год. Он знаменует собой начало осеннего сезона Ямим нораим, когда людей судят за поступки, совершенные за прошедший год. За ним следует 10 тишрея, то есть Йом-Кипур, День Искупления, когда, в соответствии с той же традицией, судьба еврея на предстоящий год «решена».
Период с Рош ха-Шана до Йом-Кипур иногда называют «Десять дней покаяния», подчеркивая самоанализ и искупление грехов, которые, как предполагается, характеризуют это время.
Когда наступает Рош ха-Шана?
Рош ха-Шана, еврейский Новый год, приходится на первые два дня еврейского месяца тишрей. Как правило, это сентябрь (лунный еврейский календарь не совсем соответствуют солнечному григорианскому). Как и все еврейские праздники, Рош ха-Шана начинается на закате 29 элула и заканчивается на закате 1 тишрея.
Рош ха-Шана в 2022 году - с 25 сентября по 27 сентября
Рош ха-Шана в 2023 году – с 15 сентября по 17 сентября
Рош ха-Шана в 2024 году – с 2 октября по 4 октября
Рош ха-Шана в 2019 году – с 29 сентября по 1 октября
Со времен разрушения Второго Храма в 70 г. н.э. Рош ха-Шана празднуется в течение двух дней и диаспорой, и жителями Израиля; в древности это сглаживало погрешность во времени при наступлении новолуния, которое знаменует начало месяца.
Как мы соблюдаем Рош ха-Шана?
Мы готовимся к Рош ха-Шана в течение элула, последнего месяца года, читая молитвы покаяния Селихот или весь месяц, или несколько дней (традиции различаются) и трубя в шофар ранним утром.
Оба дня Рош ха-Шана мы ходим на службу в синагогу, слушаем молитвы. Кроме того, во второй половине первого дня, по традиции, люди идут к проточному водоему и бросают в воду хлебные крошки, символизирующие грехи человека. Люди приветствуют друг друга, говоря просто «Шана Това» - «Хорошего вам года», или более сложными фразами, такими, как «Лешана това, тикатев ветехатем» - «Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!».
Сегодня одним из ключевых элементов службы в синагоге на Рош ха-Шана является трубление в шофар (бараний рог), который многие интерпретируют как «воззвание» к человеческой совести. Если служба в честь Рош ха-Шана выпадает на Шаббат, в шофар не дуют, поскольку игра на музыкальных инструментах попадает в категорию запретной «работы».
Почему мы трубим в шофар?
Рош ха-Шана восходит к Торе (Пятикнижию), хотя там он именуется иначе: в Исходе и Левите он упоминается как день «звучания рога» или «день памяти», и должен проходить в начале седьмого – а не первого - месяца тишрей. Ссылка на рог может быть намеком на овна, которого Авраам принес в жертву вместо Исаака, своего сына, после того, как он доказал свою готовность принести жертву Богу (Бытие 22). Или, в более общем смысле, это может быть ссылкой на жертвы, принесенные в храме в древности.
В отличие от западных традиций празднования, Рош ха-Шана, в первую очередь, это время самосозерцания. Чтение молитв служит постоянным напоминанием о смертности человека и личной ответственности, которую мы все несем за наше поведение. Но Рош ха-Шана – время прощения, возможности извиниться, загладить свою вину и стараться быть лучше.
Когда начинается еврейский новый год?
Рош ха-Шана не всегда был днем начала еврейского календаря. В Библии говорится о ниссане, раннем месяце весны, на который приходится Пасха, но в настоящее время мы отмечаем еврейский новый год в первый день осеннего месяца тишрей, который в Библии называли «седьмой месяц».
Согласно талмудическому мудрецу, рабби Елеазару, Рош ха-Шана - день, в который были созданы мужчина и женщина - то есть шестой день творения. Рош ха-Шана, безусловно, начало года «отдохновения земли» для земли израильской, который наступает каждые семь лет и известен как «шнат шмита». Есть и другие даты «нового года» - Ту би-Шват, 15 швата, своего рода еврейский день посадки деревьев, и 1 элула, к которому необходимо было выделить предназначенных для принесения в жертву животных.
Что мы едим на Рош ха-Шана?
Многие праздничные ритуалы вращаются вокруг еды. Обычно на стол ставят яблоки с медом или медовый пирог, который знаменует надежду на «сладкий» год, а также лук-порей, рыбьи головы и, среди прочего, гранат, символ разнообразных пожеланий на новый год. А хала, хлеб, который подают на Рош ха-Шана - и весь период Суккот, который заканчивается через три недели – еще один символ цикличности времени.
Большинство ограничений, которые применяются к шаббату, относятся и к Рош ха-Шана, хотя приготовление пищи разрешается при определенных обстоятельствах, в отличие от шаббата.