Нефтяная "сказка", в которой жила Россия, с угрожающей скоростью приближается к финалу.
Усиленная добыча на старых, еще советских месторождениях приводит к их ускоренному истощению, а новых залежей с дешевой и легкой для извлечения нефтью обнаружить не удается.
На данный момент почти все запасы нефти уже включены в добычу, сообщил на встрече с Путиным глава Минприроды Сергей Донской. Нераспределенный фонд недр по нефти составляет лишь 6%.
Этого настолько мало, что приходится менять формат работы министерства: вместо распределения недр остается лишь следить "за эффективностью недропользования", рассказал Донской.
В 2017 году в России не будет объявлено ни одного аукциона на право пользования крупными углеводородными участками.
"Ничего не осталось. Фонд открытых месторождений исчерпан", - объяснил ситуацию глава Роснедр Евгений Киселев.
"Средний размер открытых месторождений за последние 2 года - 1,7 млн тонн", -говорит партнер RusEnergy М. Крутихин. Это крохи: в один только Китай Россия поставляет в 3,5 раза больше ежемесячно.
Инвестиции в поиск и разведку были радикально урезаны после обвала цен на нефть, объясняет Крутихин: "Изменилась парадигма. Решили просто гнать все, что можно продать сейчас по той цене, которая есть. Выкачивать из действующих месторождений все, что можно, не обращая внимания на оптимальные схемы".
Форсированная разработка позволила выйти на максимум добычи с 1987 года (11,2 млн б/с), но она же существенно приближает финал нефтяного благополучия.
Согласно "Стратегии развития минерально сырьевой базы РФ до 2030 года", у России есть максимум 3-4 года добычи на текущих уровнях.
Проблема в том, что 70% запасов - это трудноизвлекаемая нефть, ее себестоимость от $70 на суше до $150 за баррель в Арктике, к тому же нужны технологии, доступ к которым перекрыт санкциями Запада, напоминает Крутихин.
По его словам, пик добычи - это 2020-22 гг. Затем начнется спад со скоростью до 10% в год, а к 2035 году объемы рухнут вдвое - с 11 до 6 млн б/с. В таком объеме нефть потребляет сама Россия, т.е. - экспорт придется обнулить.
Для российской экономики это начало обратного отсчета до коллапса, говорит директор программы "Экономическая политика" Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан.
Продажа нефти, по данным ЦБ, дает 26% всей поступающей в страну валюты; в целом нефтегазовый экспорт - 60%. Федеральный бюджет обеспечен нефтью на 40% напрямую, а если учесть косвенные эффекты (например, импорт товаров на нефтяные деньги), - то на 84,3%, подсчитал Мовчан.
Весьма вероятно, говорит он, что закрывать "дыру" правительство будет включением на полную мощность печатного станка. Одновременно придется закрыть трансграниченое движение капитала, ограничить операции с валютой и ввести контроль над ценами.
"Как это происходит, мы можем видеть на примере Венесуэлы, которая потеряла почти две трети возможной добычи за десять лет и уже закупает нефть за рубежом", - предупреждает Мовчан.
По его словам, вопрос будет стоять в необходимости срочных решительных изменений для сохранения целостности и управляемости страны.
2.
Нефть России не поможет. Правительство РФ готовится к обвалу нефти на 20% до $40 за баррель. Минфин: скупать валюту скоро будет не на что.
Российский бюджет ждет новое снижение нефтегазовых поступлений. Об этом, выступая в Совете Федерации в четверг, заявила глава департамента доходов Минфина Елена Лебединская.
По ее словам, цены на нефть, от которых зависит 40% наполнения федеральной казны, продолжат снижение, которое составит около 20% от текущих уровней.
В начале года российская нефть Urals продавалась по $54 за баррель (в среднем на $2,8 дешевле Brent). "Сегодня мы видим $47. В принципе, мы ожидаем, что в среднесрочной перспективе мы вернемся к уровню в районе $40", - сообщила Лебединская.
Это лишит федеральный бюджет до $15 млрд допдоходов, которые образуются при текущих котировках. Кроме того, падение цен на нефть ослабит рубль.
Александра Суслина из Экономической экспертной группы отмечает, что «каждый доллар в цене барреля — это $1,2–1,5 млрд российских бюджетных поступлений, в зависимости от курса доллара».
Таким образом, снижение цены барреля на $10 может лишить Россию $12–15 млрд бюджетных допдоходов.
Высказывание представителя Минфина выглядит довольно любопытно, ведь до этого практически никто из официальных лиц не прогнозировал снижения нефтяных цен, все было скорее наоборот: многие эксперты, в том числе и в Минэнерго РФ, ожидали роста цен до $60 за баррель.
Негативно на бюджете сказывается еще и укрепление рубля.
Главный показатель для бюджета (цена на нефть в рублях) опустился сегодня уже к отметке 2900 руб., а это крайне некомфортно для бюджета, тем более что российская нефть еще и дешевле.
Объем допдоходов, которые получает бюджет от цен выше $40 за баррель, по словам Лебединской, будет ниже, чем оценивалось изначально. При этом в случае падения нефтяных цен дополнительных доходов не будет вовсе, и практику скупки валюты, которую Минфин ведет с начала февраля, придется приостановить.
Напомним, бюджет-2017 сверстан из расчета нефти по $40. При доходах в 13,487 трлн рублей правительство планирует потратить 16,24 трлн рублей. Реальными поступлениями, таким образом, не подкреплен каждый рубль расходов. Почти треть бюджета - 5,1 трлн рублей - уйдет на оборону и правоохранительную деятельность; 1,9 трлн рублей - на обеспечение аппарата чиновников и органов государственной власти.
2,8 трлн рублей, или каждый шестой рубль, будут потрачены по секретным статьям. Расходы на здравоохранение урезаны на 33% - до 362 млрд рублей.
Финансировать "дыру" правительство намерено за счет долга на 1 трлн рублей и денежной эмиссии ЦБ на 1,8 трлн рублей (в рамках манипуляций с Резервным фондом).
За последние пару недель котировки смеси Brent уже потеряли более 10%.
Нисходящая динамика связана с растущими коммерческими запасами и объемами производства в США. Давление на цены усиливается прогнозами американского минэнерго и Международного энергетического агентства, которые обещают нефтяному сектору США резкий взлет и новый виток «сланцевой революции». Это приведет к снижению американского нефтяного импорта, из-за чего невостребованные объемы нефти пойдут на другие рынки, создавая навес предложения над спросом, что, в свою очередь, будет давить на цены.
Все усилия ОПЕК и других игроков по сокращению производства будут лишь играть на руку американским нефтяникам, для которых даже минимальный рост цены означает ввод в строй новых буровых установок.
Цена российской нефти Urals на 21.03.17 составила $48.22 /баррель.
Цена российской нефти Urals на 22.03.17 составила $47.94 /баррель.
Цена российской нефти Urals на 23.03.17 составляет $47.69 /баррель.
Влад Пономарь