Скоро Россия столкнется с риском технического дефолта. Эта угроза нависала над ней после 24 февраля, с самого начала войны в Украине.
Санкции, введенные Западом против России после вторжения в Украину, отрезали Москву от мировой финансовой системы, заморозили ее резервы за рубежом, общий объем которых составляет более 600 миллиардов долларов, и запретили торговлю новыми российскими облигациями.
До сих пор России удавалось избежать дефолта только благодаря специальному разрешению Казначейства США, которое позволяло международным держателям облигаций по-прежнему получать платежи от Москвы.
До сих пор России удавалось выполнять все свои платежные обязательства, но 25 мая срок действия разрешения Казначейства США формально истекает, в результате чего Москва больше не сможет проводить подобные операции. Казначейство США дало понять, что не намерено его продлевать.
27 мая наступает срок выплаты процентов по международным облигациям России, половина из которых принадлежит иностранным инвесторам. Еще один платеж по двум еврооблигациям нужно провести 23 июня.
В общей сложности до конца года стране предстоит выплатить по внешним суверенным облигациям почти 2 миллиарда долларов.
Это означает, что впервые с 1998 года Россия рискует столкнуться с дефолтом.
Но что это значит для России?
Последствия российского дефолта
Если Россия объявит дефолт, она не сможет восстановить доступ к международным рынкам заимствований, который уже закрыт западными санкциями, до тех пор, пока кредиторам не выплатят долги в полном объеме и не будет вынесено решение по всем судебным делам, связанным с дефолтом.
В краткосрочной перспективе это также создаст проблемы с торговыми партнерами, которые не применяли санкции к России с начала войны.
«Я думаю, что цель Казначейства США [которое решило не продлевать разрешение] - создать проблемы для России с точки зрения реальной экономики. Если Россия объявит дефолт, то это будет иметь определенные последствия, - сказал Каан Назли, портфельный менеджер Neuberger Berman, инвестиционной компании, которая приобрела российские иностранные облигации. - Если бы вы были китайским или иракским банком или страховой компанией, которая собирается кредитовать или страховать российское предприятие, у вас могут быть некие внутренние правила о том, как относиться к стране, находящейся в состоянии дефолта, и некие ограничения в отношении этого».
«Так что даже если вы из страны, которая фактически не вводила санкции против России, вам придется реагировать на новую ситуацию».
В долгосрочной перспективе Россия, вероятно, столкнется с более высокими ставками по займам, поскольку, объявив дефолт, она станет менее надежным партнером на рынках.
По словам Назли, западные инвесторы не беспокоятся о том, что они пострадают от неспособности России погасить свои долги в будущем. В основном потому, что у них было достаточно времени, чтобы привыкнуть к этому. Для западных рынков перспектива российского дефолта – «очень старая новость», - сказал Назли.
«Очевидно, что дефолт России был лишь вопросом времени, - сказал специалист по инвестированию в ценные бумаги. - После 24 февраля Россия стала неинвестируемой страной с точки зрения финансовых рынков, по крайней мере, с точки зрения западных финансовых рынков».
Гита Гопинат, главный экономист Международного валютного фонда, сказала на заседании Всемирного экономического форума в Давосе, что прямые риски со стороны России очень малы, но существует некоторая обеспокоенность возможной реакцией рынков.