Французская воскресная газета JDD поднимает 26 марта тему, которая с начала 2017 г. все чаще обращает на себя внимание прессы на постсоветском пространстве. Игра «Синий кит», начавшаяся в России и уже приведшая там к самоубийству 130 подростков, пришла во Францию и вызывает все большее беспокойство французской системы народного образования.
Десятки французских подростков уже приняли участие в «игре», которая после прохождения 50 этапов «инициации» приводит к смерти, — констатирует JDD. «Синий кит» появился на территории Франции всего несколько недель назад. Принцип игры заключается в следующем: у подростка в интернете появляется определенный «куратор», дающий ему 50 заданий, они должны быть выполнены за такое же количество дней. Последним заданием становится самоубийство.
В Эльзасе ректорат города Страсбурга после того, как медицинские службы сообщили о десяти попытках самоубийства, призвал на прошедшей неделе всех директоров школ к бдительности. В девяти случаях из десяти ясно прослеживалась связь с «Синим китом». Затем на ситуацию отреагировали ректораты Лилля, Лиона, Орлеана — Тура и Версаля. А уже в пятницу информация об игре, ее опасности и мерах, которые необходимо принять, была отправлена во все ректораты Франции.
Социальные сети тоже взбудоражены происходящим. JDD приводит пример матери 15-летней девочки, которая объявила в интернете о смерти подруги дочери, рассказав, что та выпала из окна седьмого этажа при попытке выполнить задание номер 22. Эта информация пока не была подтверждена силами полиции и жандармерии, с которыми связалась газета.
Первые задания, тем не менее, выглядят почти невинно, подчеркивает газета. «Игра» предназначена для детей от 12 до 15 лет, и сначала им предлагают просто написать что-либо на руке или проснуться и встать среди ночи. Затем задания становятся все опаснее: подростков, например, заставляют прыгнуть с крыши.
«Это тот же самый процесс, что при психологической обработке в секте или при радикализации», — объясняет JDD глава отдела школьной жизни Страсбургского ректората Люси Питио. Она также подчеркивает, что каждый случай должен быть обязательно передан в прокуратуру, потому что главное — найти взрослых «кураторов». Склонение к самоубийству наказуемо законом, виновным грозит до пяти лет тюрьмы и 75 000 евро штрафа.
В одной из закрытых групп в интернете, в которую удалось проникнуть журналистам JDD, администратор в своем личном профиле прославляет неонацистскую идеологию. JDD ссылается на расследование «Новой газеты», которая также обнаружила нацистскую символику в группах сети «ВКонтакте». Российская ситуация рассматривается в статье особенно пристально – ведь «игра» появилась именно на российской территории, а «Голубой кит» унес в России жизни уже 130 подростков.
Во Франции 4 и 5 марта «Голубой кит» стал одной из самых обсуждаемых тем в «Твиттере», а уже на следующий день с сетями начала работать полиция. Жандармерия также предпринимает профилактические меры. После того, как стало известно о случае вовлеченности в «игру» двух подруг, каждая из которых дошла до высоких степеней игры (в том числе, одна из девочек дошла до задания номер 45), жандармы обнаружили у одной из них следы ожогов и шрамы от порезов. Они, как выяснилось, были нанесены «добровольно», «по заданию».
Стало также известно, что одна из девочек начала получать угрозы от «кита»: «если ты не продолжишь игру, умрешь». В городе Медок двое подростков надышались газа из дезодоранта. А 6 марта мать пяти детей из Пикардии обратилась в социальных сетях к другим родителям с предостережением, заметив, что ее 14-летний сын вступил в «игру» и что его сообщением поделились 12 457 человек.
Она также рассказала газете, что дети до последнего скрывают свое участие, и что определить его, пока дело не зашло далеко, бывает можно только по установленному в телефонах приложению ВК.Кроме того, дети начинают рисовать китов и бабочек (возможно, эти образы связаны с выбрасывающимися на берег китами и с бабочками-однодневками).
Выйти из «игры» тоже бывает крайне сложно. Кроме угроз непосредственно в адрес «ослушавшихся», кураторы начинают угрожать репрессиями в адрес членов семьи. Те же, кому все-таки удается вырваться, начинают вести кибер-войны против бывших кураторов. 18-летний Кентен рассказывает на страницах JDD, что смог создать себе фальшивый профиль и присоединиться к нескольким группам в ВК, чтобы обнаружить там французских детей и уговорить их расстаться с «игрой». На протяжении последних недель таких инициатив становится все больше. Взрослые: родители, психологи, полиция, социальные работники, — тоже включаются в группы под фальшивыми профилями, уговаривая детей, пытаясь извлечь их из смертельной игры. «Иногда у меня опускаются руки, — говорит JDD жительница острова Реюньон Эрика, включившаяся в группу спасения после того, как на острове пропали двое игравших в «Кита» подростков, — все время появляется еще один ребенок и еще один куратор».
Кроме того, заключает JDD, за это время появилась еще одна «игра», также пришедшая из России. Девочкам от 12 лет предлагают стать «огненной феей», включив газ ночью, «пока все спят».