14 июня 1951 года в деревне Подорвиха Иркутской области (в 1956 г. затоплена при пуске Иркутской ГЭС) в семье участника Великой Отечественной войны родился великий режиссёр и гражданин Александр Николаевич СОКУРОВ!
В 1974 г. окончил истфак Горьковского гос.университета. В 1975 году поступил на режиссёрский факультет Всероссийского гос.института кинематографии (мастерская А.М.Згуриди). За отличную учёбу получал именную стипендию С.Эйзенштейна. В период обучения знакомится с Юрием Арабовым, сценаристом, главным его союзником и соратником в творчестве.
В институте его обвиняли в антисоветских настроениях, из-за чего его студенческие работы категорически отвергались. Его первая художественная картина «Одинокий голос человека» по произведениям Андрея Платонова (позже получившая ряд престижных наград) не была засчитана руководством института в качестве дипломной работы. Картина подлежала уничтожению, но Сокуров и Арабов взломали архив, выкрали позитивную копию и исходные материалы картины, подложив на их место другие киноматериалы. Именно это время для Сокурова ознаменовано моральной и профессиональной поддержкой режиссёра Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссёра.
Первые фильмы, снятые режиссёром в Ленинграде, вызвали негативную реакцию как Госкино, так и партийных органов. Сокуров многократно заявлял, что ему предназначено место в лагере под Сыктывкаром. В течение долгого времени, вплоть до конца 1980-х годов, ни один из его фильмов не был допущен к прокату.
Тарковский дважды организовывал Сокурову выезд за рубеж, однако режиссёра, по его словам, удержали русский язык и духовные сокровища Эрмитажа, с которым ему более всего не хотелось расставаться.
В конце 1980-х гг. снятые Сокуровым ранее фильмы не только вышли в прокат, но и с большим успехом представляли русское кино на международных кинофестивалях. В 1980-1990 гг. режиссёр интенсивно работал, снимая часто по несколько картин в год.
В 1995 г. по решению Европейской Киноакадемии имя А.Сокурова включено в число 100 лучших режиссёров мирового кино. Режиссёр становился участником и лауреатом многих международных фестивалей, в разных странах мира почти ежегодно проходят ретроспективы его фильмов.
Неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии им. Тарковского, является лауреатом Гос.премии РФ (1997, 2014). Александр Николаевич 43 раза номинировался на призы престижных киноконкурсов, из которых 26 раз одерживал победу. 10 сентября 2011 г. на церемонии закрытия 68-го Венецианского кинофестиваля А.Сокуров получил «Золотого льва» за картину «Фауст». На вручении главного приза председатель жюри Даррен Аронофски отметил: «решение было единодушным: это тот фильм, который меняет жизнь каждого, кто его увидит».
В феврале 2008 г. А.Сокуров предсказывал возможность войны России с Украиной.
В марте 2014 г. Сокуров выступил с заявлением, в котором указал, что использование военной силы против украинцев будет иметь необратимые последствия для самой России.
Также он призвал россиян уважать желание украинцев жить отдельным государством: "Мы не один народ с украинцами, мы разные. У нас внутренне разные культуры. Не зря украинцы всегда хотели жить отдельным государством. Да, мы близки, у нас есть много похожего, но это не означает, что мы один народ. Это совсем не так. Мы разные и нам эту разность нужно уважать и ценить".
29 марта 2017 г. получая премию Ника в номинации «За честь и достоинство», произнёс речь, часть которой была посвящена школьникам и студентам, вышедшим на акции протеста 26 марта. Сокуров говорил о необходимости для власти вести диалог с молодыми людьми и о недопустимости «гражданской войны» с ними, а также выступил за освобождение Олега Сенцова.
"Создавать на экране романтизм смерти, романтизм войны — отвратительное и недостойное мужчины дело".
"Не массы шли за Гитлером и Лениным — а наоборот. Cначала идет преступление народа, а потом появляется небольшой, дурно пахнущий субъект, который этих ослепленных людей куда-то увлекает. И я в этой связи понимаю европейцев, с опаской поглядывающих на Россию. Возникновение нацистского государства — вещь довольно реальная".
"Ничто так не развивает человека, как другой человек".
"Женщины — феноменальны. У них есть какая-то удивительная способность видеть все со стороны. Мне не приходилось встречать женщин с какой-то затекшестью в голове, с тупыми мозгами. У мужчин — сплошь и рядом. Даже жизнь не делает их мудрыми".
"Русские живут в несогласии даже со своим организмом".
"Если бы сейчас взять и исключить Москву хотя бы на три-четыре месяца из участия в экономических и политических процессах — мы сразу бы увидели, как изменилась бы страна: в хорошую сторону".
"Когда в Петербурге машины сигналят на дороге — все знают, что это люди из Москвы".
"Никогда в жизни не брал деньги в долг. Голодал, страдал — что угодно было, но не брал. Если мужчина не в состоянии решить даже элементарные вещи в своей жизни — как же быть с действительно сложными ситуациями?"
"Страсть русских всё копировать — лондонские магазины, французские рестораны, итальянскую архитектуру — как раньше, так и сейчас объясняется только запоздалостью развития. У нас, конечно, есть что-то свое, но это что-то невыраженное, несформулированное. Поэтому и оригинальна в России в первую очередь — музыка: на мой вкус, Глинка и Мусоргский".
"Надеюсь, когда-нибудь эти политические обозреватели предстанут перед Гаагским трибуналом как провокаторы, которые нанесли огромный урон гуманитарному пространству России и всему российскому народу. Эти радио- и телевизионные глашатаи занимаются тем, что во время пожара разбрасываются спичками. На месте власти я бы обратил особое внимание на этих людей, создающих предпосылки для международных конфликтов. Они должны быть наказаны. Это же просто преступники, которые работают и на государственных, и на частных каналах. И там, и там нет никакой ответственности за подобное поведение".
"За получение власти человек не должен платить лицемерием, предательством и преступлениями. Например, Вацлав Гавел таким человеком был. Изначально. Власть должна быть только в руках человека с гуманитарными идеалами. Голосуйте только за тех, для кого гуманитарные цели выше политических".
"Гёте сказал: „Несчастный человек опасен“. Всякий человек, добивающийся власти, несчастен как личность. Власть получают только люди с колоссальным грузом обид, трагического подсознания. В России, к сожалению, по-другому не было. Даже императоры имели такие проблемы, хотя там чуть полегче было. Все, кто пришли к власти после падения династии, они все были чрезвычайно несчастными личностями — как мужчины. Все пережили крушение личных надежд, какие-то мужские катастрофы. Никто во власти не был счастливым. Никто во власти не приобрёл ни семью, ни счастье, ни любимых друзей".
* * * * *Избранные награды
• 1987 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Скорбное бесчувствие»;
• 1998 — лауреат премии Ватикана — «Премия „Третье тысячелетие“». Вручена папой Иоанном Павлом II;
• 1999 — МКФ в Каннах: приз за лучший сценарий к фильму «Молох»;
• 1999-2002 — номинации на Золотую пальмовую ветвь МКФ в Каннах за фильмы «Молох», «Телец», «Русский ковчег».
• 2003 — приз FIPRESCI на МКФ в Каннах за к/ф «Отец и сын»;
• 2004 — Серебряный Кондор, приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»;
• 2005 — номинация на Золотого Медведя Берлинского кинофестиваля за фильм «Солнце»;
• 2007 — номинация на Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля за фильм «Александра»;
• 2007 — премия им. Робера Брессона «За духовные искания в кино» на МКФ в Венеции;
• 2011 — «Золотой лев» (главный приз) 68-го Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст».
• 2011 — орден Восходящего солнца (Япония)
• 2014 — офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция)
• 2015 — Приз Федерации кинокритиков Европы и Средиземноморья Fedeora «Лучший европейский фильм» конкурсной программы 72-го международного Венецианского кинофестиваля за фильм «Франкофония».