В начале девяностых наши граждане в большинстве своём уезжале из России за лучшей жизнью в страны, где нет очередей за продуктами и свободно продаются книги запрещённых писателей-диссидентов. Но далеко не все нашли там свой «дом»: те, кто прибыли с иллюзиями о беззаботной жизни, горько разочарованы; нахлебавшись вдоволь дерьма, они чувствуют себя обманутыми. В Израиле еврейские репатрианты дружно кроют Израиль за недостаточное гостеприимство, за непочтение к их былым заслугам, за отсутствие культуры, какой они её привыкли понимать в своём Воронеже, Тамбове или Ростове. Отсюда и ностальгия, и стремление вернуться в прошлое, в молодость, в ту страну, откуда уехали. Но демократические государства их не держат; не нравится ─ езжай куда хочешь: в Канаду, Германию, США или возвращайся туда, откуда приехал. Но чаще встречаются другие, ─ которые жизнью вполне довольны. В СССР о собственной квартире, автомобиле, качественном медицинском обслуживании они могли только мечтать.
Президент Путин откровенно ностальгирует по советскому прошлому, что естественно для человека его возраста и происхождения. В одном интервью он заявил, что распад Советского Союза ─ огромная трагедия XX века: «В одночасье за пределами Российской Федерации оказались 25 миллионов русских людей. Они жили в единой стране и вдруг оказались за границей. Представляете, сколько возникло проблем? Бытовые вопросы, разъединение семей, экономические проблемы, социальные проблемы – просто не перечислить всего. Русские оказались самой большой разделённой нацией в мире».
Что касается проблемы разделённых русских людей, здесь Путин, безусловно, прав, ─ это трагедия, но кому, как не президенту, эту проблему решать? Здесь я хочу привести пример государства Израиль, у которого актуальна эта же проблема. В последние годы Европу наводнили беженцы из мусульманских государств, в числе которых полно радикально настроенных исламистов. Там стали часто случаться антисемитские эксцессы: поджигают синагоги, на улицах нападают на евреев, однажды во Франции захватили заложников. Что делает Израиль? Организовывает ополчение европейских евреев? Присылает им оружие, военных советников, гуманитарную помощь? Склоняет к вооружённому сопротивлению? Нет, Израиль говорит: вам плохо, вы не чувствуете себя в безопасности ─ добро пожаловать домой, на историческую родину. Вот вам гражданство, вот вам необходимые на первое время пособия, курсы языка, – обустраивайтесь. Страна маленькая, но примет всех евреев, кто пожелает. Россия занимает первое место в мире по территории, имеет огромные пустующие пространства. Почему, имея такую территорию и такие ресурсы, Россия не зовёт к себе «русский мир», не размещает, не обеспечивает необходимым? Если не нравится людям жить в Донбассе, в Киеве, в Риге, в Баку или в Таджикистане ─ милости просим на историческую родину, в Россию. А если звали, то почему не едут? Не можем построить «русский мир» на своей территории? А на чужой можем? И зачем тогда эти разговоры о соотечественниках, о русском языке и притеснениях соплеменников в других странах?
В мире нет другого такого государства, как Израиль, о котором бы с такой неприкрытой антипатией вещали мировые средства массового промывания мозгов, хотя именно евреи оказались на самой передовой линии баррикад, лицом к лицу с терроризмом – свирепой чумой, невиданной доселе по жестокости и размаху. И конца противостоянию не видно. Как говорил Иоанн Павел Второй, у этого конфликта есть только два решения: реальное ─ если вмешается сам Господь Бог и нереальное ─ если обе стороны сами договорятся…